Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ОДЕССКИЕ СТРАНИЦЫ СУДЬБЫ ИВАНА БУНИНА

 
Иван Бунин любил свою сопричастность земле, лунной ночи, запахам травы и звукам моря. Его литературное творчество было щедро наполнено красками золотисто-солнечного, но, с каждым годом, все более зыбкого и ускользающего южно-теплого мира. В одном из своих стихотворений поэт скажет:

Иду на юг,
Смотрю, где я любил когда-то,
Где грусть моя далекая живет:

Без Бунина и его дарования, 'красивого, как матовое серебро', невозможно представить культурную среду Одессы конца Х?Х - начала ХХ веков.

Наш южный город Иван Бунин увидел впервые в 1897 году, когда было ему 27 лет, а его литературная дорога только начиналась. Прожив три дня на даче своего приятеля Александра Федорова, Бунин уехал, чтобы вернуться и уже часто подолгу бывать в Одессе.

Во время следующего своего приезда в 1898 году Иван Алексеевич жил у Федорова в Люстдорфе, где и произошло его знакомство с Александ-ром Куприным. Сошлись они удивительно быстро, подружились и прекрасно проводили время. Молодые, талантливые, исполненные больших надежд, они бродили по склонам берега и подолгу сидели 'над бледным летаргическим морем'.

'Я живу в Люстдорфе у Федорова', - сообщал Бунин брату Юлию летом 1898 года, - тут живет теперь еще и Куприн, очень милый и талантливый человек. Мы купаемся, совершаем прогулки и без конца говорим:' И хотя в письме Иван Алексеевич признался, что не задержится надолго, все случилось иначе.

В 1898 - 1900 годах, живя в Одессе, Иван Алексеевич сближается с писателями и художниками - 'членами товарищества южнорусских художников'. Встречи проходили по четвергам в доме Евгения Буковецкого. Неприметный одесский особняк на улице Княжеской, 27 наполнялся шутками, смехом, неповторимой атмосферой дружбы и творчества.
На таких 'четвергах' писатель вошел в круг друзей, людей близких ему духовно.

С первых месяцев знакомства с местными художниками Бунин выделил В. Куровского, сошелся с Е.Буковецким и А.Федоровым. На долгие годы вошел в его судьбу и художник Петр Нилус.

Сближение с Нилусом было не случайным. Как писал Иван Бунин, Нилус 'пленял всех, знавших его, добротой, благородством, вечной молодостью сердца'. Некоторые черты своего друга-художника писатель использовал при создании рассказов 'Галя Ганская' и 'Сны Чанга'.
'Стихотворение Бунина 'Нет солнца, но светлы пруды', написанное в 1900 году, посвящено Петру Нилусу:
:Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой:
Иного нет счастья на свете.

Начиная с 1898 года, Иван Бунин часто публикует в газете 'Южное обозрение' свои стихи и переводы, среди них - 'Снова сон, пленительный и сладкий', 'Поздний час. Корабль и тих, и темен', 'В степи', 'Кипарисы' и другие.

С одесским редактором Николаем Цакни у Бунина складываются теплые дружеские отношения. Он охотно принимает приглашение и проводит жаркие июльские дни вместе с

Федоровым на 7-й станции Большого Фонтана, на даче Цакни. Увидев в саду дочь Николая Петровича - Анну, Бунин был потрясен ее красотой, буквально через несколько дней он делает ей предложение и получает согласие на брак. Бунин горячо и страстно окунулся в сладостный сон любви.

Снова сон, пленительный и сладкий,
Снится мне и радостно пьянит, -
Милый взор зовет меня украдкой,
Ласковой улыбкою манит.
Знаю я, - опять меня обманет
Этот сон при первом блеске дня,
Но пока печальный день настанет,
Улыбнись мне - обними меня!

Молодые венчались в Одессе 23 сентября 1898 года в Сретенской церкви, а после свадебного путешествия, по настоянию родителей Анны, поселились в их просторной квартире по улице Херсонской, 40.
Николай Цакни по-прежнему был поглощен своими редакторскими делами, а также бесконечными хлопотами с имениями в Крыму и под Одессой. В доме всем заправляла мачеха Анны - Элеонора Павловна.

Как находим в воспоминаниях, было там шумно, весело и многолюдно. Супруги Цакни много выезжали, слушали итальянскую оперу, принимали у себя артистов. В этом гостеприимном доме всегда толпились люди, их ждал обильный стол с кефалью по-гречески, звучала музыка, царила суета.
Такой семейный уклад был не по душе Ивану Алексеевичу, отношения между супругами стали портиться и вскоре наметился разлад.

Как светла, как нарядна весна!
Погляди мне в глаза, как бывало,
И скажи: отчего ты грустна?
Отчего ты так ласкова стала?
Но молчишь ты, слаба, как цветок:
О молчи! Мне не надо признанья:
Я узнал эту ласку прощанья, -
Я опять одинок!

Конечно, Бунин и Анна Цакни были очень разными людьми. И жизненный опыт, и представление о мире, и среда, в которой каждый из них рос, формировался, были различны. Расставание их становилось все неотвратимее:
Вскоре в письме к брату Юлию Бунин напишет: ': я погиб - это факт свершившийся: Давеча я лежал часа три в степи и рыдал, и кричал, ибо большей муки, большего отчаяния, оскорбления и внезапно потерянной любви, надежды, всего, может быть не переживал ни один человек: Как я люблю ее, тебе не представить: Дороже у меня нет никого'.
В августе 1900 года Анна Николаевна родила сына, названного в честь деда Николаем. Видеться Бунину с Коленькой было отказано, фактически между супругами произошел полный разрыв.

В 1903 году, под впечатлением пережитого, поэт создает шедевр интимной лирики - стихотворение 'Одиночество', которое завершается словами:
Мне крикнуть хотелось вослед:
'Воротись, я сроднился с тобой!'
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила - и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить:
Хорошо бы собаку купить.

Бунин свое прошлое забыть не сумел. Спустя десятилетия, в эмиграции, вспоминая о бывшей жене и уверяя, что любви никакой и не было, он будет помнить прекрасную погоду, собачку, найденную Аней, и поездку на Ланжерон. В другой раз расскажет о веточке резеды, которую искал в саду на Большом Фонтане, куда он ездил с Анной. Но никогда не упомянет Бунин о тех горьких часах, которые провел в степи под Одессой, терзаясь и любя:
В последний свой час, вдали от Родины, Иван Алексеевич будет держать в руках, точно образок, портрет своего единственного сына Коленьки.

Приезды Бунина в Одессу этого времени выпадают на тот период его литературной судьбы, который отмечен стремительным ростом поэтического мастерства. 'С этой поры, собственно, и начинается моя более или менее зрелая жизнь, сложная и внутренне и внешне:' - напишет он спустя годы в автобиографической заметке.
И хотя литературные дела молодого автора идут хорошо, 'одинокая странническая душа' по-прежнему влечет его к частым переездам.
В 1901 году произошла в Одессе встреча писателей, сыгравшая большую роль в судьбе каждого из них. В вестибюле гостиницы 'Лондонской' И. Бунин, А. Куприн и А. Федоров ждали приезда Антона Чехова.

Спустя три года, когда Чехова не станет, каждый из писателей придет к пониманию 'как драгоценно каждое его слово, улыбка, движение, взгляд, в которых светилась его прекрасная, избранная аристократическая душа'. После нескольких лет знакомства 'в памяти тот Чехов, каким я его увидел в общей зале 'Лондонской' гостиницы в Одессе', - скажет в воспоминаниях А. Куприн. Статьи в память о Чехове будут написаны и двумя другими участниками встречи - И. Буниным и А. Федоровым.
В 1910-х годах Бунин чаще всего живет на Большом Фонтане или снимает комнаты в доме Е. Буковецкого. В это время он работал над повестью 'Деревня', написал рассказы 'Сила', 'Я все молчу', первый вариант 'Чаши жизни' и, конечно, создавал прекрасные стихи:

Далеко от Одессы на Фонтан!
Ограды дач еще в живом узоре -
В тени акаций. Солнце из-за дач
Глядит в листву. В аллеях блещет
море:

Зиму 1917-1918 годов Иван Алексеевич провел в Москве. Не принимая происходящего, Октябрьскую революцию он зло окрестил 'окаянными днями'. Весной 1918 года он бежал из 'красной' Москвы вначале в Киев, а затем - в Одессу. В январе 1920 года Бунин с женой Верой Николаевной Муромцевой из одесского порта отплыл в Константинополь, чтобы никогда в Россию уже не возвратиться.

Через год в Париже он опишет в рассказе 'Конец', как в бушующем Черном море, 'на чужом пароходе', покидал свою страну. Для 'последнего классика' России Ивана Бунина его предчувствие утраты золотисто-солнечного мира сузилось в короткое жесткое, как приговор, слово - 'конец'.

То, чем жил великий Бунин в последний период до эмиграции, приоткрывает его дневник. 'Окаянные дни' (1918-1920), работу над которыми он начинал в Москве, были продолжены в Одессе и показали трагические события истории - революцию и гражданскую войну. Это произведение Бунина отразило не только отчаянное неприятие ужасно пугающего настоящего, но и его мечту о прошлом.

'Наши дети, внуки не будут в состоянии представить себе ту Россию, в которой мы когда-то: жили,: всю эту мощь, сложность, богатство, счастье'.

Спустя много лет, в эмиграции, Нобелевский лауреат Иван Бунин напишет рассказ 'Галя Ганская' (из цикла 'Темные аллеи'), где вспоминает: 'И вот иду однажды в чудесный апрельский день по Дерибасовской, перехожу Преображенскую: Помнишь пятиэтажный угловой дом : на углу Преображенской и Соборной площади, знаменитый тем, что весной, в солнечные дни, он почему-то всегда был унизан по карнизам скворцами и их щебетом?'

Прошли десятилетия, а Бунин не только помнит каждую деталь, каждую любимую мелочь облика Одессы, но перебирает их в памяти как драгоценные четки своей печальной судьбы.
----------------------------------------------------------------------------
Светлана ВЫСКРЕБЕНЦЕВА
 

Новый адрес сайта http://odesskiy.com

Рейтинг@Mail.ru