Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ОТ МЕРТВОГО ОСЛА УШИ
 
Гражданин, прогуливающийся по Приморскому бульвару и обративший свой взгляд в сторону СРЗ "Украина", без труда обнаружит в акватории завода затонувший док. Это, дорогие господа, знаменитый док ? 5. Знаменит он тем, что согласно бухгалтерским документам СРЗ, это прямоугольное порождение инженерной мысли благополучно покачивается на волнах... В бумагах даже указана стоимость ремонта - 3 млн. гривень. И там же утверждается, что на подъем дока затрачено около 300 тыс. гривень! Стало быть, док таки уверенно держится на воде, а мы, граждане, заблуждаемся? Да нет, дорогие читатели, док реально утонул. Утонул в сентябре 2005 года, во время успешного руководства, как недавно написали в одном из одесских вкладышей, господина Фуртатова.

НЕУДАВШАЯСЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ
Юрий Вячеславович, бесспорно, умный и успешный руководитель. Между тем известен он, в первую очередь, благодаря неудачно завершившейся комбинации по приватизации СРЗ "Украина". Подробно об этом писалось в "Моряке Украины" 9 февраля 2005 года. По версии газеты, господин Фуртатов попытался трансформировать государственное арендное предприятие в ООО и таким образом получить контроль над СРЗ. Правда, директор Фуртатов упустил из виду маленькую деталь - СРЗ "Украина" состоит в перечне объектов, не подлежащих приватизации. Логическим завершением "приватизационного процесса" стал процесс судебный. В ноябре 2005 года судья местного суда Малиновского района г. Одессы А.П. Целух своим решением запретил регистрацию ООО "Одесский судоремонтный завод "Украина"". Захват государственного имущества не состоялся. Что ж, все логично. Но все же странно, почему действия Фуртатова не получили должного внимания со стороны правоохранительных органов.

КРАНОВЩИК
И КРАНОВЩИЦА
К слову сказать, бывший директор СРЗ мыслил не только олигархическими масштабами. Его бойкий ум находил и более практичные и доступные решения. Чего только стоит договор ? КД-6603 между заводом и ООО "Транссервис Интернешнл"... Согласно этой бумаженции, "Транссервис" получил от СРЗ в аренду четыре портальных крана "Кировец" и "Коне", за что выплачивает заводу арендную плату в размере 51,22 гривни за час эксплуатации. В свою очередь "Транссервис" отдал краны в аренду Одесскому порту с оплатой 78,3 гривни за час эксплуатации (акт ? 4/09-УМП/01124922 комплексной проверки КРУ). Спрашивается, как же светоч судостроительного дела товарищ Фуртатов упустил выгоду в размере 27 гривень в час с одного крана? Неужто сам не смог договориться с портом? Ответ до умиления прост, господа. Договор со стороны "Транссервиса" подписан женой нашего героя госпожой А.И. Фуртатовой. Как говорится, без комментариев.
А вот еще один характерный штрих к портрету директора Фуртатова: с марта 2004 года по август 2005-го ему было выписано премий на 12487 гривень. Сумма, в принципе, смешная, но дело не в этом. Дело в том, что все это время завод работал с убытками и скатывался в долговую яму со скоростью торпедного катера (акт ? 4/09-УМП/01124922, КРУ). Умышленно или вследствие неквалифицированного управления, мы не знаем, но в том, что премии за такую работу не полагались, мы целиком согласны с ревизорами КРУ. Завод регулярно брал кредиты в АКБ "Пивденный" на погашение задолженностей по зарплате, и на 1.07.2005 года СРЗ задолжал банку 6 миллионов 318 тысяч гривень!!! Знаете, кто берет кредиты на зарплату, читай, проедает их, - бездарные руководители и специалисты по банкротству предприятий. К моменту увольнения господина Фуртатова, которого, между прочим, снимали с должности трижды, завод, по некоторым оценкам, наработал долгов на 20 миллионов грн. и на 38% зависел от внешних источников финансирования (акт ? 4/09-УМП/01124922, КРУ). И при этом у товарища Фуртатова хватало мужества получать премии. Поразительное качество, свидетельствующее о не-обычайно высоких моральных принципах бывшего директора. А ведь были еще и сумасшедшие скидки (25%!) на ремонт судов, при которых завод работал в минус... И много других сомнительных сделок, о чем подробно пишется в упомянутом нами акте комиссии Контрольно-ревизионного управления. Но, господа, необходимо сказать товарищу Фуртатову адьё и вернуться к доку ? 5.

НЕ ВИНОВАТЫЕ МЫ.
ОН САМ УТОП
В заводоуправлении на наш вопрос, кто утопил док, ответили: "Не мы. Он сам. И вообще док в аренде". Любопытно... В процессе недолгих поисков мы выяснили, что док арендует компания "Odessa industries limited". Вот что нам удалось узнать, посетив офис фирмы. После увольнения господина Фуртатова новое руководство завода решило сдать доки в аренду. Учитывая огромные долги и отсутствие заказов, иного выхода, кроме привлечения инвестиций, не было. Но прежде чем продолжить, необходимо сделать маленькое отступление.
Представьте себе, что у вас мастерская по ремонту автомобилей. Есть помещение, мастера, инструменты, даете рекламу в газетах и на ТВ, а клиентов нет. Не едут к вам, и все. Док - аналогичная тема. В упрощенном виде - это помещение, в котором производится ремонт судов. Но если нет самих судов и нет заказов на ремонт, какой в нем толк? Далее, представьте, что в доке ремонтировать суда невозможно, так как он сам требует ремонта. И стоит этот ремонт около 8 миллионов гривень. К тому же, док нужно еще поднять со дна морского, а это тоже циферки с несколькими нулями. Ко всему прочему, у вас 20 миллионов долгов от прежнего руководства. Какой выход? Правильно, брать кредит либо привлекать инвесторов. Но кто же даст в долг предприятию с такой кредитной историей? В принципе, могли бы дать - под залог имущества или, скорее, под контракты на ремонт судов, но контрактов-то не было. Видимо, руководствуясь схожими соображениями, новый директор СРЗ господин Бабур решил привлечь инвесторов. Были заключены договоры на аренду четвертого и пятого доков сроком на десять лет. По этим договорам арендаторы обязались провести капитальный ремонт доков, переоборудовать их и обеспечить работой. Более того, в договорах аренды есть пункт, по которому арендатор обязуется в первую очередь обслуживать суда по заказам СРЗ, если такие заказы будут. Арендовала доки через своих представителей известная британская компания. Это мощный транснациональный холдинг, который активно занимается судоремонтом и, что крайне важно, имеет долгосрочные контракты с судовладельческими компаниями на ремонт судов. Да, и еще одна деталь: завод заключил с британцами классический международный контракт. В контракте этом учтены все нюансы и даже четко обозначено техническое состояние дока на момент окончания аренды. На наш взгляд, очень даже неплохой контракт.
Теперь из светлого будущего вернемся к делам насущным. Итак, док в аренде и компания приступила к выполнению плана по поднятию и ремонту дока. И вдруг - здрасьте... Вновь смена руководства завода. Василию Бабуру дали поработать всего три месяца!

ПОВЕЛЕВАЮ СОЛНЦУ ВСТАТЬ
На завод пришел еще один гениальный руководитель - господин Яворский. Приход его ознаменовался эпохальным беспрецедентным событием. Цитируем: "В связи с несоблюдением .................., при передаче в аренду доков ? 4 и ? 5"ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Договоры аренды на док ? 5 от 7 марта и ? 4 от 10 апреля 2006 г. считать недействительными.
2. Юридическому отделу запросить департамент о предоставлении ..................".
Ну как, господа, вы уже насладились величественностью момента? Товарищ Яворский отменил международный договор! Между тем даже двоечник современной отечественной школы знает, что практически во всех инвестиционных договорах имеется пункт: "Договор расторгается по обоюдному согласию сторон". Можете не сомневаться, такой пункт имеется и в договоре между СРЗ и британской компанией. Господин Яворский как умный специалист должен был обратиться в суд, но он пошел по более простому, совковому пути. Издал приказ... Как вы понимаете, люди, которые взяли в аренду доки, потратились на подготовительные работы и заключили контракты с судовладельцами на ремонт судов, не давали своего согласия на расторжение договора. Да и сам приказ говорит скорее не о выдающихся умственных способностях нового руководителя, а о других, скрытых от внешнего мира причинах.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЭКЗЕРСИСЫ
Итак, на предприятие пришел новый руководитель. Как вы думаете, сколько ему необходимо времени, чтобы вникнуть в суть дела? Специалисты оценивают этот срок от шести месяцев до одного года, в зависимости от квалификации менеджера. Что означает вникнуть в суть? Во-первых, определить на ключевые должности своих людей. Во-вторых, провести полномасштабный аудит работы предприятия с целью определения убыточных и прибыльных подразделений. В-третьих, разработать план развития и заключить контракты на ремонт судов. И так далее. Работы - вагон и маленькая тележка. Что же делает наш героический директор Яворский? Нет, он не отзывает из аренды имущество СРЗ - портальные краны, которыми распоряжается фирма бывшего директора Фуртатова, из-за чего завод недополучает прибыль. И кстати, не отменяет договора между СРЗ и "Транссервис Интернешнл"... Товарищ Яворский в нарушение всех правовых норм разрывает договоры аренды на доки с британской компанией. Обратите внимание, НА ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ после вступления в должность!!! Без экспертиз, без заключения специалистов! В том же "Моряке Украины" от 9 февраля 2005 года в статье "Одесский СРЗ "Украины": чья возьмет?" господина Фуртатова прямо обвиняют в попытке незаконной приватизации СРЗ. Насколько нам известно, герой публикации в суд на газету не подавал, значит, возразить ему нечего. Сняли его с должности с третьей попытки и, похоже, не дали довести задуманное до конца. Государство, изучив отчет КРУ, не захотело терять свою собственность. Между тем результаты работы КРУ на СРЗ "Украина" указывают если не на умышленное банкротство завода бывшими руководителями, то как минимум на безответственное и бездарное управление, ведущее к банкротству. И приход Бабура, возможно, расстроил планы товарища Фуртатова. Кому нужен завод без доков? Сдача доков в аренду иностранной компании ставит на приватизации крест, потому что через десять лет все изменится. И согласитесь, несколько в ином свете уже видятся скоропостижные приказы господина Яворского. Самое смешное, что эта авантюра потерпит неудачу. Во-первых, суд выиграет иностранная компания и договоры аренды будут признаны действительными. Во-вторых, завод вместо прибыли от аренды получит иск на возмещение убытков в связи с незаконным расторжением договоров. В-третьих, господин Яворский, так неосторожно привлекший к себе внимание, гарантированно будет объясняться по поводу своих приказов и отчитываться по убыткам завода, даже если к тому времени будет уволен с должности. Власть сменилась, господа. Старые штучки не проходят. Нельзя уже вот так, простите за выражение, тупо отобрать у государства стратегическое предприятие.

АДЬЁ, КРАСНЫЕ ДИРЕКТОРА
Время фуртатовых и яворских уходит. Эпоха красных директоров закончилась. Примеров тому множество. Когда в Ильичевский порт пришла компания "Укр-трансконтейнер" и арендовала контейнерный терминал, в городе даже майдан образовался. Ох, как не хотелось профсоюзам и прочим товарищам терять свой кусок хлеба. И пугали всех: "Ворюги пришли". А что сегодня? Сегодня докер на площадке "Укртрансконтейнер" зарабатывает в среднем в три раза больше своего портовского коллеги. Заметим, официально зарабатывает. Налоги в бюджет поступают. В Одесском порту причалы уже сколько лет в аренде? И докеры довольны - заработки на уровне. Между тем в государственном Мариупольском порту докеры получают копейки. А почему такой контраст? Потому что люди, которые берут в аренду нерентабельные причалы, доки и терминалы, платят за это немалые деньги. И в отличие от государственных чиновников работают 24 часа в сутки. Не воруют, заметьте, и привлекают заказы. И вообще странная у людей психология. Да какая разница судоремонтнику, кто собственник завода? Ему-то, работяге, что с этого? Так что сдача в аренду убыточных подразделений госпредприятий без права выкупа и приватизации - на сегодняшний день самый оптимальный способ сохранить и приумножить народное добро. А там, глядишь, лет через десять появятся нормальные профессиональные государственные управляющие и возьмут в свои руки не мертвого осла уши, а действующее предприятие - государственный судоремонтный завод "Украина".


Александр ОМУТ

P.S.
В качестве десерта еще парочка заслуживающих внимания фактов.
Назначение товарища Яворского на должность директора СРЗ "Украина" произошло с нарушениями норм отечественного законодательства. Во-первых, проигнорировано Постановление ? 234 Кабмина Украины от
1 апреля 2005 года "Про конкурсний в?дб?р кер?вник?в суб"?кт?в господарювання державного сектору економ?ки, як? мають стратег?чне значення для економ?ки ? безпеки держави", во-вторых, почему-то оказался незамеченным Приказ Минтранса ? 398 "Про створення ком?с?? для проведення конкурсного в?дбору кер?вник?в п?дпри?мств". То есть, господа, по закону директор СРЗ должен назначаться на конкурсной основе. На каком основании занял кресло директор Яворский, нам непонятно. И на прощание скажем, что кроме всего прочего, кандидатура директора СРЗ должна согласовываться с обладминистрацией, чего в нашем случае не произошло. Так что же делает в кресле директора СРЗ "Украина" товарищ Яворский и кто его туда определил?






 

Новый адрес сайта http://odesskiy.com

Рейтинг@Mail.ru