На главную   Содержание   Следующая
 
ОДЕССА - ГОРОД ГЕРОЙ !!!
 
ОДЕССА
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О ВРУЧЕНИИ ГОРОДУ-ГЕРОЮ ОДЕССЕ ОРДЕНА ЛЕНИНА
И МЕДАЛИ "ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА"

За выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города Одессы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. вручить городу-герою Одессе орден Ленина и медали "Золотая Звезда".

Москва, Кремль.
8 мая 1965 г.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
А. МИКОЯН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. ГЕОРГАДЗЕ

Пусть рушатся, хрипя, дома в огне пожарищ,
Пусть смерть бредет по улицам твоим,
Пусть жжет глаза горячий черный дым,
Пусть пахнет хлеб теплом пороховым,
Одесса, город мой,
Мой спутник и товарищ,
Одесса, город мой,
Тебя мы не сдадим!

Одесса с первых же дней войны по существу оказалась прифронтовым городом. Ожесточенные бои на дальних подступах к Одессе развернулись в начале августа 1941 г.

Ставка Верховного Главнокомандования 5 августа отдала приказ об обороне Одессы "до последней возможности".

По призыву областной и городской партийных организаций тысячи трудящихся вышли на строительство оборонительных рубежей. В кратчайшие сроки на подступах к городу было создано шесть оборонительных поясов.

С 8 августа город был объявлен на осадном положении. 10 августа враг начал штурм одесских укреплений. Ожесточенное наступление вражеских сил отражали войска Отдельной Приморской армии, части и корабли Черноморского флота.

В конце августа войска противника прорвались к Днепру на участке от Кременчуга до Херсона. Одесса оказалась в глубоком вражеском тылу.

Несмотря на многократное превосходство в живой силе и технике, трехсоттысячная группировка противника вынуждена была в течение 73 дней топтаться у стен города.

Черноморский флот обеспечивал морские сообщения и прикрывал Одессу с моря.

Город стоял насмерть. Население Одессы мужественно переносило тяготы и опасности осады - систематические налеты вражеской авиации и артиллерийские обстрелы, недостаток продовольствия. В этих трудных условиях ни на один день не прекращалась работа фабрик и заводов.

Воины и население стали единым боевым гарнизоном.

Врагу так и не удалось овладеть городом. Только в связи с изменением общей обстановки на фронте советское командование 30 сентября 1941 г. отдало приказ об эвакуации войск из Одессы. Длившаяся в течение двух недель эвакуация была завершена на рассвете 16 октября. Она прошла четко, организованно и без потерь.

Длительная оборона Одессы сковала значительные силы противника и сорвала его замыслы захватить город с ходу. Враг потерял под Одессой 160 тыс. солдат и офицеров.

Около 30 месяцев длилась оккупация Одессы. Под руководством партийной организации ни на один день не прекращали борьбу с захватчиками.

За время оккупации в городе погибли 82 тысяч жителей, 78 тысяч человек были угнаны на принудительные работы в Германию. В городе и катакомбах действовали 6 партизанских отрядов и 45 подпольных групп. Советские войска освободили Одессу 10 апреля 1944 года.

В декабре 1942 года учреждена медаль "За оборону Одессы", которой были награждены свыше 30 тысяч человек.

В 1944 г. на всем советско-германском фронте развернулись широкие наступательные операции. 10 апреля 1944 г. войска 3-го Украинского фронта при активном участии партизан и подпольщиков освободили Одессу.

Аллея Славы, могила Неизвестного матроса в перке культуры и отдыха имени Т.Г. Шевченко, обелиски, мемориальные доски, названия проспектов и улиц - все это напоминает о бессмертном подвиге героических защитников Одессы.


"Памятник Неизвестному матросу и аллея Славы"

73-дневная оборона Одессы - один из ярких примеров массового героизма советских воинов и жителей города.
По планам фашистского командования Одесса должна была стать важной базой снабжения гитлеровских армий, рвущихся в глубь страны - к Крыму и Кавказу.

В начале августа 1941 г. 200-тысячной группировке противника удалось отрезать Отдельную Приморскую армию в районе Одессы от главных сил Южного фронта. Фашистское командование рассчитывало на молниеносный успех, но просчиталось. Героическими усилиями советских воинов враг был остановлен.

5 августа 1941 г. началась героическая оборона Одессы. В этот день Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ Южному фронту: "Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот". 8 августа город и его окрестности были объявлены на осадном положении.

С первых дней обороны душой ее стали областная и городская партийные организации, их боевым помощником - комсомольская организация, награжденная затем за подвиги и отвагу орденом Красного Знамени. По их призыву до 100 тыс. трудящихся вышли на строительство оборонительных рубежей. В кратчайшие сроки на подступах к городу было построено три оборонительных рубежа общей протяженностью более 250 км. В первые месяцы войны были мобилизованы и добровольно ушли на фронт свыше 155 тыс. жителей Одессы и области. В ряды защитников Родины встало около 14 тыс. членов и кандидатов в члены партии и около 73 тыс. комсомольцев Одессы. В середине июля 1941 г. в народное ополчение вступили 55 тыс. добровольцев. В состав регулярных частей Советской Армии влилось около 30 тыс. ополченцев.

10 августа враг начал штурм одесских укреплений. Воины Отдельной Приморской армии, моряки-черноморцы, Одесская дивизия народного ополчения вступили в неравную схватку с врагом, надолго остановив его у стен города.

К 20 августа 1941 г. протяженность фронта обороны Одессы составляла более 80 км. В частях, оборонявших город, сражалось 34,5 тыс. бойцов и командиров.

Противник стянул под Одессу 300-тысячную армию. 18 вражеских дивизий штурмовали город.

Находясь в осаде, оставленный врагом без воды, город стоял насмерть. Он продолжал жить и работать для фронта. За время обороны на заводах им. Октябрьской революции, Январского восстания и других предприятиях в невероятно трудных условиях изготовлено 69 танков из гусеничных тракторов, 3 бронепоезда, 1262 миномета, сотни огнеметов, 210 тыс. ручных гранат, 30 тыс. мин, отремонтировано 44 танка.

Стойкая и длительная оборона Одессы сковала более чем на два месяца всю 4-ю румынскую армию. За период обороны города враг потерял убитыми, ранеными и пленными почти 160 тыс. солдат и офицеров.

Неувядаемой славой в боях с гитлеровцами покрыли себя бойцы и офицеры 1-го полка морской пехоты под командованием легендарного полковника Я. И. Осипова.


Небо Одессы защищали летчики 69-го истребительного авиационного полка под командованием 25-летнего майора Л. Л. Шестакова, сбившие за дни обороны 115 вражеских самолетов. Летчики-истребители старший политрук С. А. Куница, старший лейтенант А. А. Маланов, капитан М. Е. Асташкин, лейтенанты В. Т. Топольский и М. И. Шилов удостоены звания Героя Советского Союза.

Неоценимую помощь оказали осажденной Одессе моряки гражданского флота: теплоходов "Кубань", "Ташкент", "Пестель", "В. Чапаев".
Выполняя боевое задание по разгрому морских коммуникаций фашистов,
у берегов Одессы в героической борьбе погибли экипажи подводных лодок
"М-60" и "М-33" под командованием капитан-лейтенантов Б. В. Кудрявцева
и
Д. И. Сурова.

За время фашистской оккупации в Одессе и области подпольную и партизанскую борьбу вели 13 партизанских отрядов, 22 подпольные организации, более 50 подпольных групп. В их составе боролись 4308 патриотов, в том числе 900 коммунистов и комсомольцев. Подпольной и партизанской борьбой руководили Одесский подпольный обком, два подпольных уездных комитета, восемь подпольных партийных организаций, которые именовали себя райкомами.

Партизаны и подпольщики уничтожили более 5 тыс. гитлеровских солдат и офицеров, взорвали 27 воинских эшелонов, 16 мостов, сожгли 248 автомашин и т. д.

8 ходе изгнания фашистских войск с нашей земли 28 марта 1944 г. войска 3-го Украинского фронта под командованием генерала армии Р. Я. Малиновского начали Одесскую наступательную операцию. 10 апреля 1944 г. Одесса была освобождена от фашистских захватчиков. 27 соединениям и частям, наиболее отличившимся при освобождении города, было присвоено почетное наименование Одесских.

За героизм и отвагу, проявленные в боях за город, 14 человек удостоены звания Героя Советского Союза, более 2150 человек награждены орденами и медалями СССР.

1 мая 1945 г. в приказе Верховного Главнокомандующего Одесса объявлена городом-героем.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, город-герой Одесса награжден орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда".
Не забыт подвиг Одессы. Не забыты и подвиги ее героев.

9 мая 1960 г. в Центральном парке культуры и отдыха им. Т. Г. Шевченко открыт памятник Неизвестному матросу, сооруженный в честь воинов Приморской армии и моряков Черноморского флота, героически оборонявших Одессу в 1941 г. К памятнику ведет аллея Славы. Здесь, под сенью раскидистых тополей, покоятся останки героев обороны и освобождения Одессы. На плитах-надгробиях из черного лабрадорита высечены имена.

Памятник расположен на высоком морском берегу. Над городом взметнулся обелиск из красного гранита, чугуна и бронзы высотой 21 м. На обелиске мемориальная надпись: "Неизвестному матросу" и дата сооружения - "1960".

У подножия обелиска обрамленный бронзовым венком горит Вечный огонь. На плите подножия отлитые из бронзы автомат и бескозырка.

Вход на аллею Славы открывают две стелы из полированного красного гранита. Бронзовый барельеф на правой стеле изображает профиль скорбящей женщины. Надпись на стеле: "Свое бессмертие вам Родина вручила и не забыты ваши имена". На левой стеле, расположенной на постаменте из черного шлифованного гранита, высечены даты: "1941-1945".

Три ступеньки ведут на площадку вниз по аллее Славы к лицевой грани обелиска Неизвестному матросу и первым надгробиям. С правой стороны на братской могиле - надгробная плита из черного шлифованного гранита с именами экипажа подводной лодки "М-60". С левой стороны - надгробная плита из черного шлифованного гранита с именами экипажа подводной лодки "М-33".

В 1968 г. на аллее Славы был установлен комсомольско-пионерский Пост ? 1.

Авторы памятника - скульптор М. Нарузецкий, архитекторы Г. Топуз, П. Томилин.

Экспозиция "Одесса и край в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов" (автор проекта худ. Г. Емельянов) размещена в отдельном здании и раскрывает три основные периода: оборона Одессы в 1941 году; оккупация и подпольно-партизанское движение в 1941-1944 годах; освобождение города и края от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году.

В начале августа противник прорвал фронт на реке Днестр, вышел на Одесское направление и окружил город. Учитывая серьёзную опасность, 5 августа Ставка Верховного командования издала приказ: "Одессу не сдавать, оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот". 8 августа Одесса была объявлена на осадном положении.

Численность наступающих войск в 5-6 раз превосходила силы защитников Одессы. Не сумев овладеть городом с хода, враг развернул наступление по всему фронту.

В условиях осады предприятия Одессы выпускали 134 вида военной продукции.

Жизненное значение для обороны Одессы имела работа моряков торгового флота и портовиков. Морем из осаждённого города вывозилось в тыл оборудование заводов и фабрик, происходила эвакуация населения и раненых. Этим же путём Одесса получала воинское пополнение, вооружение, боеприпасы.

22 сентября 1941 года войска Восточного сектора и морской десант при поддержке боевых кораблей Черноморского флота нанесли сокрушительный удар по врагу, наголо разгромив две дивизии и, отбросив неприятеля к северу на 5-8 км, ликвидировали артиллерийскую блокаду порта и города.

Успех операции вдохновил защитников Одессы. Штаб Приморской армии приступил к планированию нового контрудара в Южном секторе, Военный Совет оборонительного района - к решению проблемы подготовки к зиме. Но к концу сентября на Южном участке советско-германского фронта обстановка обострилась. Одесса оказалась в глубоком тылу, возникла угроза потери Крымского полуострова. В связи с этим Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение об эвакуации войск, защищавших Одессу.

Наступил заключительный этап обороны города. Предстояло, продолжая сдерживать противника, скрытно эвакуировать оставшееся оборудование промышленных предприятий, большое количество городского населения, войска ООР и дивизии Приморской армии с вооружением и техникой.

Боевая операция, связанная с эвакуацией сил и средств ООР, по искусству проведения и своим результатам осталась непревзойденной до конца Великой Отечественной войны.

73 дня сражалась осаждённая Одесса, ставшая первым городом, который разрушил миф о неудержимости германского наступления. Героическая эпопея обороны Одессы - это массовый подвиг народа, единого в своём стремлении разгромить врага.

22 декабря 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль "За оборону Одессы", которой награждены все участники обороны, многие трудовые коллективы. Пятнадцати защитникам города присвоено звание Героя Советского Союза, более двух тысяч человек награждены боевыми орденами и медалями.

В 1965 году, в ознаменование 20-летия Победы, нашему городу, который первым в годы Великой Отечественной войны был назван городом-героем, вручены орден Ленина и медаль "Золотая Звезда".

С уходом последних защитников Одессы на крейсере "Червона Украина" в городе начинают хозяйничать германо-румынские оккупанты.

Действия оккупационных властей вызывали глубокое возмущение и сопротивление жителей города и области. Уже в первые дни оккупации в Одессе развернуло свою работу подполье.

На Одесском судоремонтном заводе ?1 с сентября 1943 года действовала подпольно-диверсионная группа советского разведчика
Н. Гефта.
Вызывают интерес фотопортреты подпольщиков, диплом Н. Гефта.

В других не менее ценных документальных источниках отражена деятельность разведывательно-диверсионного отряда под командованием В. Молодцова (подпольная кличка Бадаев), базой для него стали катакомбы
в районе пригородных сёл Усатово. Нерубайское, Куяльник.

Весной 1944 года советские войска вели наступление на всех фронтах Соединения 3-го Украинского фронта, успешно форсировав Днепр, стремительно продвигались вдоль Черноморского побережья. После освобождения Херсона и выхода на реку Южный Буг перед ними была поставлена задача разгромить вражеские войска между Южным Бугом и Днестром и освободить Одессу.

Действуя по единому плану, войска фронта разгромили крупные силы противника и, преодолев многочисленные водные преграды, в неимоверно трудных погодных условиях 9 апреля подошли к городу, а к утру 10 апреля Одесса была освобождена.

Сквозь пламя и кровь, горечь поражений и радость победы к светлому майскому утру 45-го шёл украинский народ, оставив на полях сражений миллионы могил. Книга Памяти увековечила имена одесситов и жителей области, погибших в годы Великой Отечественной войны.


*** ОДЕССКАЯ ОБОРОНА - героическая оборона во время Великой Отечественной войны 5 августа - 16 октября войсками Отдельной Приморской армии (командование генерал-лейтенанта Г. П. Сафронов, с 5 октября - генерал-майор И. Е. Петров), силами и средствами Одесской военно-морской базы (командир контр-адмирал Г. В. Жуков) и Черноморского флота (командование вице-адмирал Ф. С. Октябрьский)
при активном участии населения города против войск 4-й румынской армии (командование генерала Н. Чуперка), осадивших Одессу с суши. Неблагоприятная обстановка, сложившаяся на Украине и в Молдавии в начале августа, создала угрозу охвата войск Южного фронта, в том числе Отдельной Приморской армии, оборонявшейся западнее Одессы. Ставка Верховного командования (председатель И. В. Сталин) 5 августа приказала отвести войска Южного фронта на рубеж Чигирин, Вознесенск, Днестровский лиман, а Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности. Войска Приморской армии (2 стрелковые и 1 кавалерийская дивизии) с боями отходили к Одессе, сдерживая натиск 5 пехотных, 2 кавалерийские дивизий и 1 моторизованная бригады 4-й румынской армии. Было начато создание оборонительных рубежей: передового в 20-25 км от Одессы, главного в 10-14 км, прикрытия города в 6-10 км и уличных баррикад. Для прикрытия Одессы с моря и артиллерийской поддержки войск был сформирован отряд кораблей (крейсер `Коминтерн`, 2 эсминца, 4 канонерские лодки, 6 тральщиков, торпедные и сторожевые катера, 2 минных заградителя). 8 августа противник вышел к Днестровскому, северной оконечности Хаджибейского и Тилигульскому лиманам. Одесса была объявлена на осадном положении, было сформировано 2 полка морской пехоты, создавалась дивизия народного ополчения. До 10 августа войска Приморской армии вели бои на дальних подступах к Одессе, а затем отошли на передовой рубеж. 13 августа врагу удалось выйти восточнее Тилигульского лимана к побережью моря и полностью блокировать Одессу с суши, отрезав её от войск Южного фронта.

19 августа Ставка Верховного Главнокомандования создала Одесский оборонительный район (OOP), подчинённый военному совету Черноморского флота. Командующим ООР был назначен контр-адмирал Г. В. Жуков, его заместитель по сухопутной обороне генерал-лейтенант Г. П. Сафронов, членами военного совета - бригадный комиссар И. И. Азаров и дивизионный комиссар Ф. Н. Воронин. ООР состоял из трёх секторов (Южный, Западный и Восточный) и имел 4 дивизии (34,5 тыс. чел.) против 14 дивизий и 2 бригад противника, который 20 августа возобновил штурм города. Защитники Одессы, проявляя невиданный героизм и самопожертвование, стойко отражали наступление противника. В сентябре враг ввёл в бой уже 17 дивизий и 2 бригады. К исходу 21 сентября ему удалось в западных и южных секторах подойти к главному рубежу обороны, а в восточном секторе - на ближние подступы и начать артиллерийский обстрел порта и подходного фарватера. Корабли эскадры контр-адмирал Л. А. Владимирского доставили в Одессу из Новороссийска 157-ю стрелковую дивизию и части усиления, а 22 сентября в восточном секторе был нанесён комбинированный удар: морской десант в Григорьевке в составе 3-го полка морской пехоты, доставленный на боевых кораблях из Севастополя (командир высадки контр-адмирал С. Г. Горшков), воздушный десант в тылу врага и наступление с фронта двух дивизий на участке Фонтанка - Гильдендорф. В результате 2 румынские дивизии были разгромлены и противник отброшен на 5-8 км. 30 сентября в связи с угрозой прорыва немецко-фашистских войск в Крым Ставка приказала "храбро и честно выполнившим свою задачу бойцам и командирам ООР в кратчайший срок эвакуировать войска Одесского района на Крымский полуостров". Эвакуация была четко организована и осуществлена без потерь. С 1 по 16 октября в Крым на транспортах и боевых кораблях были перевезены все войска (86 тыс. чел.), 15 тыс. чел. гражданского населения, 19 танков и бронемашин, 462 орудия, 1158 автомашин, 3625 лошадей, 25 тыс. т различных грузов, 73-дневная героическая О. о. сковала до 18 дивизий противника, в ходе её было выведено из строя свыше 160 тыс. вражеских солдат и офицеров, около 200 самолётов и около 100 танков, что затруднило продвижение правого крыла группы армий "Юг" на В.



Новая музыка Одессы
---------------------------------
Одессу, слава Богу, знаменитые люди не объезжают. Актеры, режиссеры, музыканты, художники, литераторы... В интервью с ними корреспонденты очень часто включают вопросы типа: "Что вы скажете за Одессу? Нравится ли? Любите ли?" Вопросы риторические. Не будет же воспитанный человек ругать дом, куда приехал погостить. Не имеет права. На то и вопросы рассчитаны. А жаль! Ой как хотелось бы услышать от людей, делом доказавших наличие у них вкуса, "каких-нибудь тонких замечаний" об архитектуре, скульптуре, городе, нравах. Потому что мы с вами в этом материально заинтересованы. Чем привлекательнее наш город, тем больше к нам приедет туристов. Оставят здесь свои денежки, которые потекут по нашим гостиницам, магазинам, ресторанам, карманам и бюджетам.
К неожиданному, на мой взгляд, выводу пришла организация стран-экспортеров нефти ОПЕК: нефтяной бизнес - не самый выгодный. Наиболее прибыльным занятием оказался туризм: доходы от него в мире в 2,5 раза выше, чем все совокупные доходы, получаемые от экспорта нефти. 11 стран - членов ОПЕК реализуют на мировых рынках сырую нефть на сумму 170-180 миллиардов США долларов в год. А более 650 миллионов туристов, которые посещают различные уголки земного шара, согласно статистике Всемирной туристической организации, в течение года оставляют в местах отдыха куда более значимые суммы - минимум 450 миллиардов. Для примера в отчете ОПЕК приводятся не раскрученные туристические державы, а Иран, отнюдь не являющийся популярной туристической страной: ежегодно его посещают 1,3 миллиона туристов, приносящих 700 миллионов долларов ежегодной чистой прибыли. Да что и говорить, если в соседней Болгарии в 2002 г. ожидается 1,25 млрд. долл. доходов от международного туризма?
Конечно, туристов в город можно привлечь лишь всем миром: помыть улицы и лица, улыбку доброжелательную настроить, готовить вкусно, развлекать весело, рассказывать умно. И чтоб никаких фекалий в море!
В общем, многоплановая проблема...
Однако, в деле поворота потока туристов в наш город не последнюю роль играет его внешний облик, архитектура, скульптура. В город без истории, отраженной в музеях, мемориалах, памятниках, город, состоящий лишь из жилых бараков и производственных мощностей, туристы не поедут. И деньги свои здесь не оставят.
Каковы же достижения одесских архитекторов и скульпторов нашего времени? Немалые, нужно заметить! Город украсило большое количество новых, не стандартных зданий и весьма интересных скульптур. Я весьма далек от мысли отметать или осуждать что-либо из сделанного. Во все вложено много средств, труда, таланта, времени. Уверен, все созданное стоило немало бессонных ночей своим творцам и заслуживает огромного уважения. Уже построенное, в муках рожденное, гораздо важнее любых словес. Но все же, все же, все же...

Самым заметным зданием и по этажности и по месту расположения является отель "Кемпински". Его, как мне кажется, к числу достижений отнести сложно. Приморский бульвар, столь любимый одесситами Дюк, Потемкинская лестница, морской вокзал. Одно из лучших мест в Одессе
(на мой взгляд - лучшее). Я не согласен с теми, кто говорит, что в этом месте ничего нельзя было строить. Не бывает застывших навсегда ландшафтов. Можно и нужно, конечно. Но не в традициях же соцреализма экспериментировать в столь прекрасном месте!
Основной зрительный образ этого тяжеловатого параллелепипеда с непропорционально маленькой башенкой со шпилем наверху составляют вертикальные ребра густо синего цвета (линии окон). При таком цветовом решении здание кажется ассиметричным со всех точек, кроме одной, находящейся правее (если смотреть на море) Потемкинской лестницы метров на 50 и где никто не останавливается... А симметрия обязательно должна быть, поскольку весь пирс со зданием морвокзала и отеля (скорее "анжанерной", чем архитектурной работы) производит впечатление огромного судна, зашедшего в порт.
Ну и, конечно, потребовалось море вкуса, чтобы объединить бежево-коричневые тона площади перед вокзалом, его золотисто-коричнивые окна с синими окнами отеля... В общем, возникают какие угодно чувства, кроме впечатлений гармонии. И нет никакой надежды на привыкание к новому образу. Стерпится, конечно. Но не слюбится! Возможно, предстоящая реконструкция морвокзала поправит положение.

С другой стороны (т.е. со стороны моря) отель выглядит лучше
(особенно ночью...), встречает суда и их пассажиров огнями, является яркой, запоминающейся доминантой. Нельзя сказать, правда, что при этом проявлено достаточно уважения к храму святого Николая, скромно стоящему на краю причала. Но, видимо, решались другие задачи. Так, например, из отеля открывается во все стороны чудесный вид. Однако, все же, людей, наблюдающих это здание с берега по крайней мере в тысячу раз больше...
С третьей стороны городу, мечтающему о туристах, гостиница такого класса обязательно нужна. Вот только туристы, прибывающие на круизных судах, на них и живут. А захочет ли путешественник, прилетевший на самолете, жить в море - еще вопрос.

Раз речь зашла о морвокзале, то невозможно не упомянуть о весьма спорном монументе "Золотое дитя" Эрнста Неизвестного. Ребенок, рождающийся из яйца прямо на солнцепеке городского асфальта, производит отнюдь не благостное впечатление, как это следует из названия. Этому мальчику: "Ты - мой золотой!", - не скажешь. Здесь, мне кажется, проявилось лукавство знаменитого скульптора. Название, вызывающее только положительные эмоции, очень часто фигурировало в прессе и быстро создало проектируемому монументу позитивный имидж. Под стать этому было и первоначальное место для установки - тихий, камерный, сильно отличающийся от близлежащих улиц, Александровский проспект.
Когда же памятник появился на площади перед морвокзалом, у меня, например, он вызвал эстетический шок. Что ж, неплохо для начала. Настоящее произведение искусства так и должно поступать со своими будущими поклонниками.
Мне кажется, это памятник времени, памятник нарождающемуся в народных муках капитализму. Этого мальчика не назовешь красавчиком. Мало того, от него исходит некая угроза. Вот только глаза откроет, выйдет из своего яйца-автомобиля (да, да, обратите внимание, у этого дитяти поза выходящего с переднего сидения дорогого низкосидящего авто...), и возьмется за дело.
И действительно, мальчик оказался не очень воспитанный, но весьма хваткий. О, Эрнст Неизвестный, проживший к тому времени немало в Нью-Йорке, знал, что он лепил! А мы еще не вполне...
Я вижу в этом памятнике и насмешку над нами знаменитого скульптора, и самооправдание за то, что он не с нами, и уже сбывшееся пророчество. Место, доставшееся этому, не малых размеров монументу, мне кажется идеально ему подходящим. Открытая площадь, вокруг ни одного деревца, портовые инженерные конструкции - все это, как мне кажется, работает на идею памятника. Полюбит ли его наш город (пока с этим, вроде, не очень), останется ли таким же название - покажет время. Мне кажется, одесситы, со свойственным им юмором, выдумают мальчику другое имя*, более соответствующее ситуации. И он станет нашим.
А вот кто у нас действительно золотой, так это ангел на угловом эркере Центра реабилитации детей-инвалидов на улице Пушкинской. Скульптор Михаил Рева постарался. На прекрасно отремонтированном здании, фактически получившем совсем новый облик, живет теперь Золотой Ангел. И правильно. Должен же быть у детей ангел-хранитель!
Эрнст Неизвестный, кстати, причастен и к этой достопримечательности Одессы. Он подарил ангелу его золотые одежды.

Дальше по Пушкинской расположено здание Одесского центрального отделения Проминвестбанка, ставшее ее солидным и дорогим украшением. Внешне - это своего рода финансовая церковь, выполненная скорее в западном, католическом стиле. Придут ли в нее "помолиться" туристы со своими денежками, не знаю. Но архитектурные достоинства про себя отметят. Стиль этого здания я бы обозначил, "современность под старину". Что ж, оно удачно вписалось, на мой взгляд, в любимую одесситами, очень своеобразную улицу.

Если пройти еще дальше по Пушкинской, то мы обязательно встретим самого Александра Сергеевича. Это очень удачное, теплое творение тезки великого поэта - скульптора Александра Токарева. Одессе очень нужен был именно такой Пушкин: близкий, стоящий совсем рядом с нами. Задумался на секунду, сочиняя очередные строфы, перед походом в ресторацию Цезаря Отона: привезли устриц "от цареградских берегов". Поэзия рождается как бы в нашем присутствии. А канонический бронзовый бюст, поставленный "благодарными гражданами Одессы" еще в позапрошлом веке, у нас уже есть. И мы его любим, и туристы не обходят. Еще бы, это - самый старый памятник Одессы, самому, наверное, знаменитому ее гостю.

Рядом теперь находится памятник еще и пушкинскому дубу. Т.е., в прямом смысле дереву - современнику поэта. Останки павшего от возраста дуба теперь находятся под крышей с колоннами. Естественно, цепь имеется на дубе том. Не золотая, - якорная. Одесса все-таки. Слава Богу, уже убраны надписи, связывающие этот памятник с 10-летием независимости Украины. Уж больно "толстые" ассоциации напрашивались... Для окончательной разрядки ситуации, мне кажется, этому сооружению нужно придать живого кота. Да, да, одесской мэрии взять в штат кота и прикармливать его возле пушкинского дуба. Почему в штате Букингемского дворца может быть кот, а в штате нашего городского совета - нет? Любителей братьев наших меньших у нас хватает, кому шефствовать над котом нашлось бы. В результате, уверен, эта история обошла бы прессу всего мира, а посмотреть на кормление "ученого" кота собиралось бы пол Одессы. Надо поддерживать реноме столицы юмора, это дело - экономически выгодное.

Здесь же невдалеке, в самом начале Дерибасовской улицы скромно стоит первостроитель Одессы Иосиф де Рибас работы Александра Князика. К сожалению, этот уголок не является пока особо посещаемым. Некоторые даже не считают эту часть улицы Дерибасовской. Думаю, это - временное явление, связанное с проблемой всей улицы. Поистине многолюдным культурным центром она становится не слишком часто - только в дни одесских праздников. Запрет движения транспорта по ней, возможно, даже затормозил ее развитие.
Итак, Де Рибас, или, как у нас часто пишут, Дерибас, стоит с лопатой и, видимо, планом Одессы. Некоторых шокирует лопата в руках адмирала. Но, во-первых, он явно не собирается ею ничего копать в своих кавалерийских ботфортах, а лишь непринужденно опирается на нее. Во-вторых, весь памятник носит условный, на мой взгляд, юмористический характер, весьма подходящий духу нашей знаменитой улицы. Стоит себе вовсе не величественный, "наш человек" Дерибас и проверяет, все ли правильно мы построили. Ему бы очень пошло принимать парады на наших юморинах. И пьедестал его невысок, и подножие сделано из простого булыжника одесских мостовых. Удача сопутствовала здесь и скульптору, и архитектору Владимиру Глазырину во всем, кроме выбора места. Где-то в середине Дерибасовской памятнику было бы уютнее. Хотя, повторяю, возможно, время все исправит. Да и места в Горсаду уже заняты.
Там, рядом с двумя старыми львами живут теперь Леонид Утесов и Сергей Уточкин (скульптор А.Токарев). Они, как и новый Пушкин, без пьедесталов, что способствует общению с ними накоротке. Памятник Утесову выполнен в соответствии с широко распространенной западной традиции, как место для фотографирования. И хотя великий артист изображен не в лучшем своем творческом возрасте, не очень благоволит к подсевшему к нему на скамейку, место рядом с ним постоянно занято. Проверьте - скамейка отполирована!

Если уж говорить без обиняков, что где отполировано, то следует сказать и о монументе того же скульптора "Похищение Европы" на 9-й станции Большого фонтана. Бессмертная и беспроигрышная тема! Контраст между мощным быком и хрупкой женской фигурой всегда делает свое прекрасное дело.
Скульпторы, зная в какой агрессивной среде будут находиться их произведения, стараются выполнить все так, чтобы ничего нельзя отбить и отпилить. И все в порядке с этим монументом. Только некоторая часть тела быка, о которой напрямую говорить не вполне прилично, натерта до блеска проходящими мимо почитателями. В соответствии с этим и весь комплекс получил у одесситов другое название. Что ж, хорошо, когда у памятника появляется своя биография...

Но вернемся на Дерибасовскую. Сергей Уточкин, неприметно стоящий на лестнице кинотеатра его имени, изображен с бумажным самолетиком... Человек сильный, бесшабашный, жесткий спортсмен-велогонщик, известный лихач, один из первых воздухоплавателей, авиаторов, везде и во всем ищущий пределы риска. Но, конечно, и неисправимый романтик. С ним тоже часто фотографируются. Что ж, далеко не у каждого среди знакомых есть такой знаменитый человек!

В другом конце Горсада стоит стул мастера Гамбса, который также не пропускают туристы с фотоаппаратами. Но как же ему не хватает тех, кому он был больше всех необходим: Остапа или Кисы!
Повернув с Дерибасовской на Александровский проспект, мы вскоре придем к мемориалу памяти сотрудников органов внутренних дел Одесской области, погибших при защите жизни граждан и в борьбе с преступностью (скульптор А.Князик, архитектор В.Глазырин). Памятник строгий и официальный, находящийся под круглосуточной охраной. Печаль от него усиливается мемориальными досками с фамилиями погибших, расположенными по периметру фонтана. Сам фонтан включается лишь изредка в торжественных случаях. А жаль, ведь журчащая вода и подчеркивает тему неизбывного горя и, все же, помогает переносить его.

Пройдя чуть далее попадаем к памятнику атаману Антону Головатому (скульптор А.Токарев, архитектор В.Чепелев). Большая конная статуя и думающий тяжкую думу атаман. Вспомните, - после окончания русско-турецкой войны, летом 1775 года, по приказу Екатерины II была уничтожена Запорожская Сечь. Часть запорожцев осталась на службе России и образовала со временем Черноморское казачье войско под руководством Антона Головатого, Захара Чепеги и др. Другая часть запорожцев пошла на земли между Бугом и Днестром и приняла присягу, согласно которой войско обязывалось служить "турецкому двору верно и непременно".

Ясно, что запорожцы, оставшиеся на службе России и перешедшие служить Турции, оказались по разные линии фронта. Есть о чем подумать атаману Головатому! Он фактически прямо при нас размышляет над основным вопросом украинской политики и истории, не решенным по сей день: "С кем быть?" Разве этому не стоит поставить памятник? Стоит, конечно. Вот только, зачем такую площадь занимать под пьедестал? Ведь там чуть ли не сотню казацкую можно разместить.

Этот памятник, как и другие скульптора А.Токарева выполнены в реалистической манере. Мощный и широкий пьедестал-площадка все же разрешает подходить к монументу совсем близко, помогая лучше все рассмотреть и точнее почувствовать весь драматизм ситуации.
Не менее трагическому событию посвящен памятник ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС, расположенный невдалеке (А.Князик, В.Глазырин). Черному сатанинскому столбу, уносящему, обугленную, облученную фигуру героя-ликвидатора, голыми руками держащего расщепленный атом, здесь удачно противопоставлена белокаменная часовня святого Феодосия Черниговского. Все вместе это представляет собой законченный ансамбль, символизирующий вечную борьбу добра и зла, производит сильное впечатление.

Вот только, мне кажется, не стоило писать "одесситам - чернобыльцам". Перед смертью все равны, все люди всех городов и всех стран. Так же как не стоило писать на памятнике погибшим морякам в парке им.Т.Г.Шевченко "морякам черноморского пароходства". Всем - братская могила в море. Всем - память!

В этом же парке появился еще один монумент (скульптор Николай Степанов). Памятник изображает вернувшегося с необъявленной афганской войны молодого, но уже очень много повидавшего, опытного солдата, сидящего на земле в раздумьях и воспоминаниях. Очень сильное впечатление оставляет эта огромная фигура. Посмотрите обязательно, кто еще не видел этот памятник. Запомнится навсегда!

Я рассказал лишь о части произведений, достойных внимания. А есть еще и великолепный дом в Сабанском переулке, воссозданный с учетом ранее стоявшего здесь здания по проекту Бернардаци, не ординарные жилые дома на проспекте Шевченко, в переулке Дунаева, в Лермонтовском переулке. Спорный, но так необходимый нам памятник героям-подводникам и самому знаменитому из них А.Маринеско, мемориал на 411-й батарее и другие. Гуляющего по городу одессита сейчас за любым углом может ждать архитектурный сюрприз. К счастью, постепенно отходит традиция ставить высокие глухие заборы у частных особнячков. А некоторые из них представляют собой настоящие произведение искусства!
Как видите, одесские зодчие не только не теряли времени даром, а смогли наверстать по части красоты многое из упущенного за время столь длительного застоя. Не знаю, спасет ли красота мир, но вот бюджет курортного города может спасти. Если, конечно, всем миром подключимся. Ведь каждая, оставленная, на песке пляжа обертка от мороженного, каждая выброшенная из окна автомобиля пустая пачка из-под сигарет - это минус один гость Одессы. Давайте лучше новые достопримечательности создавать, туристические фирмы и всю необходимую инфраструктуру! Это экологически чисто и улучшает характер "граждан Одессы", несколько подпорченный "квартирным" и другими вопросами...

Есть такая чудесная метафора: архитектура - это застывшая музыка.
Наш оперный театр, оставленный нам предками, удивительная иллюстрация этого. Неспроста он входит в обязательную программу посещения для иностранных гостей. Здесь есть чем порадовать и глаз, и ухо, и душу. Но вам приходилось, наверное, слышать: у одного дирижера деревенский оркестр играет, как симфонический, а у другого - симфонический, как деревенский. Одессу не устроит ни первый, ни второй вариант. Здесь все есть для третьего. Только - чуть больше внимания к слушателям...

*P.S. Вообще-то у памятника "Золотое дитя" есть уже одно прозвище - "Киндер-сюрприз", показывающее теперешнее, не вполне уважительное отношение одесситов к этому персонажу, но, думаю, будут и другие - повеселее.
-----------------------------------------------------------------------------------
Виктор Романовский . "Деловая Одесса", 19.07.2002
 

Новый адрес сайта http://odesskiy.com

Рейтинг@Mail.ru