Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ПАМЯТНИКИ НА ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ПЛОЩАДИ - КАКОЙ ПОСЛЕДНИЙ ?
 
В самом центре Одессы, почти на берегу моря, в те времена, когда
еще и в помине не было Николаевского (ныне Приморского) бульвара, лестницы Николаевского бульвара (ныне Потемкинской), Приморской улицы, Нового мола, с основанием города была заложена адмиралтейская церковь Св. Екатерины.

Естественно, площадь и прилегающая к ней улица получили название Екатерининской.

В 1818 г. де Волан скончался и начатый им проект застройки бульвара
и прилегающей площади был завершен в 1820 г., уже без его участия.
Строящаяся на площади церковь не вписывалась в схему застройки бульвара, прилегавших улиц и площади, составлявших единое целое.
Не вписывалась она и в схему размещения церквей, соборов и храмов города, в связи с чем, так и не будучи достроенной, при согласии горожан,
в 1821 г. была разобрана.

Площадь была переименована в Елизаветинскую.

В 1822 году во Франции скончался генерал-лейтенант герцог Арман Эммануил дю Плесси, де Ришелье граф Шинон и герцог де Франак - француз по происхождению, потомок знаменитого кардинала Ришелье, с 1803 г. градоначальник Одессы, в 1805-1814 гг. - генерал-губернатор Новороссийского края. Именуемый сегодня одесситами Дюк. Император Александр I благоволил Дюку. Именно ему принадлежит фраза:
- 'Я оплакиваю герцога Ришелье, как единственного друга, говорившего мне правду. Он был образцом чести и правдивости'.

Именно Дюк, с подачи отцов города, отправил зимой в Петербург в императорский дворец диковинные по тем временам плоды - апельсины необыкновенного цвета, аромата и вкуса, чем привел императора и двор
в неописуемый восторг. А тщательно продуманный доклад герцога о перспективах развития города и его месте в торговле позволил получить дополнительные ассигнования на строительство и решил окончательно судьбу города, как главенствующего во всем южном регионе.

Площадь, в память герцога де Ришелье, была переименована в Дюковскую.

Некоторое время жители, проживавшие на ней и прилегавших улицах, числились за адресом: ул. Присутственная.
На месте разобранной церкви соорудили красивый фонтан, впоследствии перенесенный в Казенный, ныне Городской сад, подаренный городу Феликсом де Рибасом братом Иосифа Михайловича де Рибаса.

В субботу, 30 июля 1825 г., в девять утра, духовенство при^отрбмй"бИХТечетййИ горожан, моряков, военных, учащихся и депутатов городской думы, в солнечный безветренный день, при полном штиле на море когда ни один листок на деревьях не шевелился, освятило место закладки памятника Дюку на Николаевском бульваре напротив площади, носящей его имя и в окружении с обоих сторон зданиями с овальными фасадами.

Памятник, сооружавшийся под непосредственным наблюдением, при активном участии и финансовой поддержке графа Луи-Александр-Андре де Ланжерона руководившего южным регионом в 1815-1822 гг. и светлейшего князя Воронцова Михаила Семеновича (1782-1856) генерал-фельдмаршала,
с 1823 г. Новороссийского генерал-губернатора, был торжественно открыт
в 1826 г. Вы не поверите, опять в солнечный безветренный день.
Именно к памятнику в 30-е - 40-ые годы позапрошлого века архитектор
Ф. Боффо, так много сделавший для Одессы, 'привязал' неповторимое архитектурное творение - лестницу Николаевского бульвара с 220 ступеньками, заканчивающимися, а скорее начинающимися у самого моря
и являющую собой главный парадный вход в город с моря. Прямо с Екатерининской площади открывалась ни с чем не сравнимая, разве что
со знаменитой картиной И. К. Айвазовского 'Волна', панорама моря. Из письма В. Белинского к жене 1846 г. '...вниз к морю ведет каменное крыльцо с большими уступами, 200 ступеней. По этой лестнице ходят купаться в море. На море корабли, суда. Вид единственный'. Лестница, памятник Дюку, здания с овальными фасадами и площадь образовали единый архитектурный ансамбль неразрывно связывающий город с морем.
Постепенно все менялось, иногда не в лучшую с эстетической точки зрения сторону, но частично оправдываемое практическими требованиями времени. Сначала лестнице, еще до закладки, сделали 'обрезание', уменьшив количество ступенек до 19j|-x, но при этом была заложена улица Приморская, столь необходимая городу. Затем построили мол, назвав его Новым. Мол удлинялся, расширялся и уже при строительстве Морского вокзала, а затем и гостиницы, принял современные очертания, закрывшие 'вид на море и обратно'.

Приближался 100 летний Юбилей основания Одессы. Городские власти
объявили конкурс на памятник к '100 летию Одессы'. Опять же при ярком солнечном и полном безветрии, в субботу, 22 августа 1894 г. в день основания Одессы, по тогдашним понятиям, опять же в торжественной обстановке, при большом скоплении народа, была осуществлена закладка памятника.
Площади возвращено наименование Екатерининской.

После утверждения проекта памятника городские власти предписали домовладельцам привести здания, находящиеся на площади, в образцовый порядок, а ректора Новороссийского университета Сергея Васильевича Левашова обязали надстроить еще один этаж на доме ? 7, ему принадлежащем, дабы вписывался в общий ансамбль.

В воскресенье, 6 мая 1900 г., опять же, как Вы догадались, в солнечный безветренный день, памятник работы скульптора Г. Эдуардса и архитектора Ю. Дмитриенко был торжественно открыт.

Изящная фигура императрицы Екатерины Великой, перстом указывающей на строящийся порт, а в другой руке держащая указ об основании города и порта, была окружена фигурами основателей Одессы: командующего южной армией Светлейшего князя фельдмаршала Григория Ивановича Потемкина- Таврического, адмирала Иосифа Михайловича дона Джуезеле де Рибас и Бойенс инженера генерал-лейтенанта Франца Павловича (Франсуа) де Волана и первого Регионального руководителя края князя Платона Александровича Зубова. Все они активные участники южных баталий. Все участники штурма и взятия Измаила, проявившие чудеса храбрости и героизма.

Вклад их в создание города огромен. Императрице принадлежит приоритет в присвоении городу имени Одесса, ныне^ известное во всем мире. И, вряд ли без ее личного вмешательства Одесса получила столь бурное развитие. Ведь длительное время центром Новороссии, куда входила и Одесса, был Херсон. На лидирующее место претендовал Николаев. Многие военные специалисты-современники отдавали предпочтение Очакову. И только Екатерина, благодаря усердным стараниям де Рибаса коего активно поддерживал Платон Зубов, своим указом закрепила главенствующее место Одессы во вновь развивающемся крае. Граждане Одессы, в благодарность, назвали первый строящийся мол в порту Платоновским, ну а главная, нынче известная всему миру улица, названа Дерибасовской.
Площадь и прилегающие к ней улицы были идеально, как нынешняя, почти ни разу не тронутая современными специалистами Пушкинская, замощены булыжником, тротуары огорожены мощными гранитными плитами. Работы начались еще во времена прибывания в Одессе А. С. Пушкина.
Это ему принадлежат строки:

' Но уж дробит каменья молот
И скоро звонкой мостовой
Покроется спасенный город
Как будто каменной броней '.

Да, это была броня экологически чистая и вечная, как опрометчиво в отношении 'вечности' думали наши предки. Гранит, действительно вечен, да кто же ему даст столько лежать? -

Одесские дворы и тротуары тогда же покрывались экологически чистыми плитами, высеченными из лавы вулкана Везувия, привезенными из Италии в качестве балласта после выгрузки украинского зерна с парусных судов.
Именно 150 лет назад городская полиция объявила, что на основании предначертания одесского Градоначальника все существующие в городе мостовые из булыжного камня находятся на попечении владельцев домов, перед которыми они установлены. Наблюдение за содержанием мостовых в должной исправности и чистоте возложено на полицию. То же касалось деревьев и других насаждений. Коротко, четко и ясно!

Вниманием и любовью пользовались у горожан уникальные деревья Катальпы, посаженные на Екатерининской. Эти деревья цветут позже акаций и каштанов, перед липами, выбрасывая необыкновенной красоты свечки с нежным стойким ароматом и зелеными 'висюльками'. Каждое дерево охраняла тяжелая металлическая решетка, огороженная металлическими кругами, отлитыми на заводах Одессы. Деревья, улицы и дворы постоянно, а летом по несколько раз на день, усердно поливались дворниками. Это в наши дни деревья и решетки станут бесхозными. Сначала образцово показательно, под видом ремонта, украдут решетки, затем приступят к хищению мощных литых металлических кругов. После чего приступят к поочередной вырубке деревьев. Прошу заметить, опять, по традиции, ночью! Только на первом квартале четной стороны улицы уже бесследно исчезли 4 'мешающих' дерева. На очереди следующие. Уже приступили к уничтожению гранитных бордюров. На участке улицы с безобразным движением, а вернее - медленным перемещением автотранспорта, в сплошной пробке, начали строить 'карманы'?
Заменяя при этом гранитные бордюры на цементные...Зачем!?

Немного о памятнике Екатерине Великой в С. Петербурге, открытом
в 1873 году на площади перед фасадом Александровского театра имени
А. С. Пушкина. Многие уверены, что это - один и тотже памятник, что и в Одессе. Однако это, как говорят в Одессе, 'две большие разницы'. Памятник, в тогдашней северной столице создан по рисунку художника
М. О. Микешина. Екатерина, в официально-парадной позе, со скипетром и венцом в руках, во в не спадающей крупными складками мантии, застыла на пьедестале, окруженная фигурами государственных деятелей и придворных: Суворова, Румянцева, Потемкина, Орлова, Чичагова, Безбородко, Бецкого, Державина и Дашковой. В работе по созданию памятника приняли участие ваятели М. А. Чижов и А. М. Опекушин.

В чем же различие этих двух памятников?
Во-первых, в пьедестале: в Питере не такой он уж и высокий.
Во-вторых, в окружающих фигурах - их ну очень уж много, они явно мешают друг другу и среди нет наших героев, кроме Потемкина.
В-третьих, в композиции: все фигуры выполнены сидячими, что утяжелило памятник.
В-четвертых, в авторах памятника: между ними при проектировании, да и при строительстве, не был достигнут 'консенсус', в результате 'получили то, что получили'.
Хотя в целом памятник красив! Но наш изящнее.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод: памятник в Санкт-Петербурге ни по каким параметрам не мог служить прототипом Одесского.

К чести суровых граждан Северной Пальмиры они оказались менее кровожадными, чем их жизнерадостные и обладающие неистребимым юмором граждане Южной Пальмиры. Питерцы не только не снесли памятник Екатерине в суровые революционные годы, но и постоянно поддерживали его в хорошем состоянии, проявив особую заботу о его сохранности в период длительной блокады. И сейчас памятник выглядит отлично. А ведь могли же заменить на А. С. Пушкина, все же театр носит его имя. Так нет же, удержались от глупостей.

*** В Париже, в 1901 году, на конференции архитекторов Екатерининская площадь в Одессе, украшенная памятником основателям города, была признана лучшим цельным архитектурным комплексом в Европе!

Революционные события, начавшиеся в Одессе в 1905 г. с восстания на броненосце 'Потемкин' и с новой силой вспыхнувшие в 1917 году, крайне отрицательно отразились на судьбе многих исторических памятников, зданий, храмов, парков и других величайших творений наших предков, так заботившихся о нас, их преемниках. В революционный период власти менялись часто, иногда их в городе было сразу несколько, что не позволяло горожанам установить их точное количество. Большинство считает, что их было где-то около десятка. Надо отдать временщикам должное - все они относились к памятнику лояльно.

В начале 'крутых времен' монумент не только держался, но даже, можно сказать, охранялся. Так, в 1919 году только за попытку сфотографировать памятник был расстрелян генерал Баранов. Дабы подобное не повторялось, и памятник не оказывал пагубного влияния на революционное настроение масс, по декрету председателя Совдепа товарища Гниденко, в среду, 1 мая 1920 года, памятник был свергнут лихими кавалеристами бригады Котовского. Как ни странно, в этот день была хмурая погода, изредка моросил дождь. Конникам было невдомек, кого они сносят. Приказ есть приказ! Ну Екатерина! Ясное дело - Императрица!
А остальные кто такие? Хлопцы-то были сельские, из деревень Украины и Бессарабии. Горожане то на конях в седлах не держались.

Фигуры было предложено переплавить на снаряды, используя их для окончательного уничтожения чуждых революции элементов. Только вмешательство, довольно активное, председателя особого совещания по искусствам великого писателя Максима Горького, устам которого принадлежит сакраментальная фраза: 'Наше прошлое - не деготь на воротах, его не выскребешь', позволило сохранить статуи до нашего времени. И в этом большая заслуга руководителей Одесских музеев
Н. Касько, В. Солодовой и других.

Видно, из-за отсутствия времени и сил либо четкого указания, пьедестал, выполненный из гранита лучших сортов, изумительных, неповторимых по очертаниям форм с 4-х метровой колонной из цельного розового гранита, представлявший огромную историческую, художественную и материальную ценности, не был снесен и продолжал украшать площадь до начала шестидесятых годов прошлого века.

Дабы постамент не пустовал, в 1920 г. в спешном порядке на нем был установлен бюст Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя-классика, но как было впоследствии установлено - недостаточно революционного. Вскоре 'ошибка', носившая явно выраженное политическое заблуждение, была исправлена. Да и площадь уже была переименована и названа в честь Карла Маркса его именем.

В пятницу, 7 февраля 1921 года, в ненастный промозглый день, в первую годовщину окончательного освобождения Одессы от 'белых', состоялось торжественное открытие памятника 'основоположнику марксизма'. Бетонный бюст розового цвета работы архитектора М. Шехтмана и скульптора-кубиста М. Гельмана был выполнен под гранит, который, по замыслу создателей, должен был консолидироваться с колонной, на которую его водрузили. Февраль - самый холодный месяц в Одессе. А тут еще 'норд-ост' тянет с моря, как в трубе. И приспичило же в это время устанавливать? Естественно, спешили! Плохо поставили! Плохо закрепили! А как это сделать, если ни один цемент 'не становится'? Двухметровый бюст, не простояв и полгода, был снесен осенним штормовым ветром и упал головой по направлению к находившейся на площади многие годы парикмахерской, описанной в произведениях, посвященных Одессе.
Так вот, насчет упавшего бюста одесситы говорили, что он 'пошел побриться'. И, чтобы не возвращаться к этой проблеме повторно, скажем, что такая же точно участь ждала следующего К. Маркса, упавшего уже в полный рост в том же направлении, что породило немало анекдотов. Теперь уже язвили, что он пошел постричься и так спешил, что даже забыл снять сапоги, в кои он был обут по буйной фантазии авторов проекта, надо понимать, для близости с народом. Сапоги остались на пьедестале. Позже их кто-то спер и они бесследно исчезли. Такая же участь постигла и том 'Капитала', а, может, 'Манифеста', который К. Маркс крепко держал в руке, но при ударе о мостовую уронил.
Скорее всего, оба памятника не могли противостоять стихии из-за особого пренебрежения к ней авторов, располагавших К. Маркса традиционно: то боком, то спиной к морю. Штормовые ветры обдували памятники с особым рвением, сопровождающимся залихватским свистом.

События, сопровождавшиеся самосвержением и начинавшие носить характер рецидива, заставили городские власти задуматься. И вот, в качестве эксперимента, в 1927 г. на постамент был временно водворен Адам Мицкевич польский поэт, романтик, революционер. При этом было принято решение о наименовании площади и прилегающей улицы - на всякий случай, не менять.

Как и при каких обстоятельствах исчезла и эта фигура? Куда она делась? Неизвестно!

Точно известно: в тридцатые годы пьедестал оставался свободным.

Площадь и улица, от нее начинающаяся, продолжали носить имя Карла Маркса.

Во время оккупации румынскими войсками их главнокомандующий, гитлеровский приспешник Антонеску, поспешил назвать площадь и улицу именем Адольфа в благодарность за обещание последнего присоединить Одесскую область к Бессарабии.

Никакого бюста на пустующий пьедестал не устанавливали или из-за нехватки времени, а, скорее - из-за опасения проделок со стороны партизан. А так бюста нет, то и вопросов нет!

Граждане освобожденной в среду, опять же в яркий солнечный день
10 апреля 1944 года, Одессы, встретили воинов 3-го украинского фронта под командованием Героя Советского Союза, выпускника Одесского военного училища, маршала Р. Я. Малиновского. Необходимо было восстанавливать разрушенный город. Особенно сильно пострадавшую центральную, прилегающую к площади часть. Буквально в последний массированный налет фашистской авиации были разрушены дома: ? 1 Дворец пионеров (Воронцова), ? 7 (овальное здание), ? 8 (Дворец моряков), частично ? 9 на Приморском бульваре, здание музыкальной школы им. проф. П. С. Столярского на Сабанеевом мосту, дом ? 1, дома ?? 1, 2, 4 и 9 на площади. Дом ? 7 немцы при отступлении взорвали. Но остались нетронутыми лестница, фуникулер, великолепная булыжная мостовая с гранитными бордюрами, деревья: платаны, каштаны, катальпы, акации.

Постамент оставался свободным вплоть до начала шестидесятых годов. Казалось, выстоял! Ведь наступила так называемая 'Хрущевская оттепель'. Но в конце пятидесятых архитектор В. Фельдштейн и скульптор Г. Текллер предприняли очередную отчаянную попытку завладения пустующего пьедестала установкой фигуры К. Маркса, выполненной в полный рост по их проекту, вроде, одобренному самым высоким искусствоведом Никитой Хрущевым. Правда, не было точно установлено, как располагать фигуру по отношению к морю.

Но неумолимо надвигающиеся юбилейные даты 60-летия со дня восстания на броненосце и сразу за ней - 50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции внесли свои коррективы.
Как бы там ни было, но вдруг было принято решение - постамент убрать!
В начале шестидесятых этот акт вандализма был свершен. Постамент, как говорили одесситы, разваляли, а колону кинули тут же, на площади.
Где она валялась длительное время, пока не была отработана технология 'перетаскивания ее волоком', вниз по Военному спуску на площадку, которой заканчивался спуск. Здесь сейчас автозаправочная, а тогда продавали 'на разлив' керосин из бочки. Тянули колону бульдозером со спущенным ножом, а 2 трактора одерживали. Там она валялась еще около года, пока не была доставлена на площадку Художественного фонда на Пересыпи, рядом с тогдашним заводом 'Большевик'. Затем ее использовали в качестве пьедестала для памятника В. И. Ленину, воздвигнутого перед Ленинским райкомом партии, опять же на Пересыпи,
в начале улицы Московской, ныне Черноморского казачества. Памятник простоял вплоть до 1994 года. Во времена разгула демократии памятник исчез, а в одну из ночей, заметьте, опять ночью, бесследно исчезла и огромная многотонная колона. И эту 'иголку' до сих пор не могут найти!
Что было дальше. Площадь освободилась. Надо же ее заполнять, и при этом заполнять целенаправленно. Потемкинцами! Таково указание сверху.
Тут начали ваять, как могли, и наваяли 29 монументов. Все они были выставлены на обозрение и обсуждение в Музее западного и восточного искусства.

Наступили знаменитые 60-е: период, вошедший в историю, как время 'шестидесятников' - музыкантов, артистов, поэтов, писателей, композиторов, исполнителей, фарцовщиков, стиляг и рок"энролистов.
Городское руководство интенсивно готовилось к предстоящим торжествам по случаю приближающихся юбилеев.

Именно в начале 60-х начали благоустраивать по своим понятиям Дерибасовскую. Сносят старинные здания на углу Гаванной, тогда Халтурина, и Дерибасовской. На освободившемся месте строят, это надо было додуматься, 'хрущевку'?! В то время Никита Сергеевич еще были у власти, и, видно, данное сооружение должно было служить своеобразным прижизненным памятником ему. Место себе 'пробило' Одесское среднее мореходное училище, дабы его сотрудникам и преподавателям ближе было ходить 'навпростець' на работу вниз по Дерибасовской, по лестнице, через 'канаву' на Канатную, тогда Свердлова.

Тогда же на углу улиц Дерибасовской и Екатерининской (К. Маркса), построили ресторан 'Юбилейный'. Убогую по наружному и внутреннему интерьеру 'стекляшку'. О кухне и говорить не следовало: ее к открытию просто не успели ввести в строй и все 'горячие' блюда носили из ресторана 'Украина', бывший 'Волна', а до того кафе Рабина, что на углу Екатерининской и Ланжероновской.

Но на этом перестройки не закончились. Взяли и закрыли знаменитую, описанную во многих рассказах, повестях и романах пивную 'Гамбринус', заодно изуродовав здание первой городской канцелярии князя Воронцова, где трудился А. С. Пушкин. До революции там размещался знаменитый нотный магазин. Затем, до так называемой 'реконструкции' находился уникальный магазин 'Медицинской книги'.

В это же время было произведено 'уширение', по терминологии дорожников, мостовой улицы и площади К. Маркса - от бульвара до Дерибасовской. К чести строителей, был сохранен весь булыжник, покрытый сверху асфальтом, гранитные бордюры, деревья и их металлические ограждения.

В один из дней жаркого лета 1965 года в кабинете начальника Главного морского пассажирского агентства, размещавшегося вместе с Морскими пассажирскими кассами на Приморском бульваре в здании с овальным фасадом, где сейчас успешно процветает пользующийся большой популярностью ресторан 'Бульвар', флота то нет, появилась необычная делегация, возглавляемая инструктором 'большого' парткома ЧМП - Черноморского морского пароходства. За инструктором с помощью костылей, поддерживаемый с боков двумя сопровождающими, с трудом передвигался худой, измученный подагрой, мужчина преклонного (далеко за 80) возраста. Одет он был довольно экстравагантно, в 'выгребную' матросскую форму х/б светлопесочного цвета. На ногах были рабочие ботинки, называемые на флоте 'давами'. На голове лихо сидела бескозырка с надписью на ленте 'Броненосец Потемкин'. Костюм был не декорирован, материал почти не гнулся, и взят был большего размера в расчете на возможную усадку при стирке. Для удобства рукава и брюки были неоднократно закатаны. Как оказалось, это был последний оставшийся в живых участник восстания. К сожалению, вспомнить и рассказать что-нибудь о событиях шестидесятилетней давности матрос не мог, либо не пожелал. Решением парткома Главагентству выпала большая честь обеспечить матроса автотранспортом на время пребывания его в Одессе. Что и было безоговорочно выполнено. Правда, автомашина, микроавтобус 'РАФ', был принят во временное пользование без восторга, неудобно было садиться с костылями и выходить, мешали высокие ступеньки.

В тот же день в торжественной обстановке, при большом скоплении народа, в присутствии матроса, опять же в солнечный летний день, памятник с восставшими матросами, сбрасывающими брезент работы скульптора В. Богданова, архитекторов В. Волкова и Ю. Лапина был открыт.

Тогда же площадь была переименована в пл. Потемкинцев. Дюка оставили на месте, хотя вопрос о переносе этого изумительного творения неоднократно рассматривался на заседаниях горисполкома. Но тут пошел 'валом' интурист, да и своих туристов было хоть 'пруд пруди' и все любовались памятниками и лестницей, за которой уже твердо укрепилось название 'потемкинской' после демонстрации знаменитого фильма режиссера Сергея Эйзенштейна 'Броненосец Потемкин', получившего всемирное признание. Итак, получался целый революционный комплекс: площадь, памятник, лестница с совсем не революционным Дюком посредине. Мало кто из одесситов и приезжих знал и знает, что кровавые революционные события, разыгравшиеся на лестнице, были удачной художественной находкой талантливого режиссера. Ничего подобного в жизни не было. Только с установкой памятника лестница стала официально именоваться Потемкинской, без скобок кавычек. Памятник простоял ровно 42 года.

И вот, по укоренившейся в городе традиции, в теплую лунную июльскую ночь 2007 года, с пятницы 13 (ужасная не флотская дата) на субботу 14, памятник был демонтирован. Традиция свершать подобные акции ночью сохранилась с давних времен. Автор 'Зеленого фургона' - А. Казачинский, так описывал подобные деяния: 'Молодые одесситы спиливали росшие вдоль тротуаров толстые акации. Они занимались этим по ночам, не столько из-за страха ответственности, сколько из чувства приличия и почтения к родному городу'. Вот и сегодня, надо полагать, соблюдая установившиеся в городе давнишние традиции прошлого, подобные акции проводятся ночью!

Будете смеяться, но памятник 'Апельсину' убрали также ночью с пятницы 20 июля на субботу 21 того же месяца и года.
Памятник основателям Одессы вернулся на свое законное историческое место. Как говорят, все возвращается 'на круги своя'. И это надо помнить всем любителям и инициаторам сноса и переноса памятников.
История есть история!
Ведь стоят же до сих пор пирамиды Хеопса.

=======================================================
Владимир Вакуев. Ветеран ЧМП. http://www.moryakukrainy.com.ua


 

Новый адрес сайта http://odesskiy.com

Рейтинг@Mail.ru