Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
НАШ КРАЙ - ОДЕССКАЯ ОБЛАСТЬ
 
Краткая история области
----------------------------------
Первые поселения на территории современной области появились в эпоху раннего палеолита. Существовали древние поселения и городища кимерийской, скифской, сарматской, греческой и славянской культур.

При Киевской Руси здесь жили восточнославянские племена уличей и тиверцев. В 1239-40гг. монголо-татарские завоеватели присоединили Причерноморье к Золотой Орде. В начале 15в. северо-западное Причерноморье захватила Литва. В 80-х годах 15в. эти территории захватила Турция. В результате русско-турецкой войны 1787-91гг., по Ясскому мирному договору в 1791г. земли Одещини отошли к России.
В начале 19в. усилилась борьба крестьян против крепостничества. Начались массовые бегства крепостных в Усть-Дунайское козачество. Его формирование прекратил Александр І.

- Природа
Большая часть области расположена в пределах Причерноморской низменности. Северная и западная части области заняты возвышенностями- Подольской, отрогами Приднепровской и Центральномолдавской. Характерна значительная густота и глубина расчленения поверхности овражно- балочной сетью, глубина вреза долин местами достигает 120м. Климат умеренно континентальный с недостаточным увлажнением. Зимой преобладает неустойчивая погода с частыми оттепелями. Лето продолжительное и жаркое. Средняя температура января -2-5 град.Ц., июля +21+23 град.Ц. За год выпадает 350-450мм осадков, преимущественно летом (иногда в виде ливней).
В южной степной части бывают засухи, пыльные бури, суховеи. На территории области- 220 рек длиной более 10км каждая. Много небольших пересыхающих летом рек. В приморской полосе значительное количество лиманов, отделенных от моря песчаными ракушечными пересыпями.
В поймах Дуная и Днестра много пресных озер. Большое количество соленых озер.
В области 92 территории и объекта прородно- заповедного фонда, 2 памятника природы республиканского значения- Одесские катакомбы и Михайловский яр.


*** Административный состав:
------------------------------------
В области 26 районных центров:
Ананьев,
Арциз,
Балта,
Белгород- Днестровский,
Беляевка,
Березовка,
Болград,
Великая Михайловка,
Ивановка,
Измаил,
Килия,
Кодыма,
Коминтерновское,
Котовск,
Красные Окны,
Любашевка,
Николаевка,
Овидиополь,
Раздельная,
Рени,
Саврань,
Сарата,
Тарутино,
Татарбунары,
Фрунзовка,
Ширяево.


** ОДЕССА (тел.код 0482)

Центр области, морской порт, на северо- западном побережье Черного моря, в 490 км на юг от Киева. Один из наибольших городов Украины, южные ворота государства, важный промышленный, научный, культурный и курортный центр.

С Одессой связаны имена многих талантливых писателей: Н.Кулиша, В.Сосюры, Ю.Яновского, А.Довженко, ее посещали зарубежные литераторы - А.Мицкевич, Дж.Олдридж, Ж.Сименон, И.Стоун, У.Сароян. Не каждый город имеет такую богатую литературную биографию, и не случайно, что здесь создан литературный музей.

В городе семь театров, филармония, цирк, театр оперы и балета. Биография Одессы насыщена историческими событиями, сохраненных в названиях почти 1400 улиц, площадей, проспектов, бульваров, в памятниках истории и культуры. В короткий срок город стал не только "южным окном Украины в Европу" с замечательной гаванью на Черном море, но и значительным культурным центром.
Здесь были созданы Ришельевський лицей, университет, театр оперы и балета, публичная библиотека, киностудия, астрономическая обсерватория, издавались литературные произведения, украинский альманах.

* Одесса - член Всемирной федерации породненных городов. По их количеству занимает первое место в Украине, их у Одессы 17: Оулу (Финляндия), Александрия (Египет), Триполи (Ливия), Генуя (Италия), Иокогама (Япония), Ванкувер (Канада), Марсель (Франция), Ливерпуль (Великобритания), Балтимор (США), Хайфа (Израиль), Валенсия (Испания), Калькутта (Индия) и прочие.

В Одессе постоянно проводятся выставки, симпозиумы, конференции. Здесь расположены генеральные консульства и торговые представительства многих стран, действуют десятки отделений обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами. Немало дорог ведут в Одессу. Каждый год его посещают до 100 тысяч иностранных туристов. Гостей привлекают бульвар и Приморская (Потемкинская) лестница, морской вокзал и красивые морские пляжи, новостройки и удивительная архитектура старой Одессы.
На ее территории существовало татарское поселение Хаджибей (впервые упоминается в 1415г.). Во время русско-турецкой войны 1787-91гг. черноморские украинские козаки, возглавляемые атаманами А.Головатым и 3.Чепигой, первыми овладели турецкими укреплениями Эни-Дунья и поселением Хаджибей. В 1794г. начаты сооружения военной гавани, основан город. В 1795г. Хаджибей переименован в Одессу. В 1797-1802гг. Одесса входила в Новороссийскую губернию, в 1803-1917гг. - в Одесское градоначальство (Херсонскую губернию).


** В поисках далекой Молдаванки

Само название этого легендарного городского района не оставляет сомнений в его причастности к судьбам представителей народа, испокон веков населяющего Приднестровье. Известно, что Молдаванку основали молдаване и выходцы из Валахии—волохи, нашедшие приют возле турецкого местечка Хаджибей — предшественника Одессы. Однако у некоторых исследователей прошлого заметны явные разночтения касательно времени закладки молдавской деревушки на богатой родниками Водяной балке. Профессор Маркевич, например, полагал, что по взятии русскими войсками замка Хаджибей (1798 г.) Молдаванка уже существовала и населяли ее те самые молдаване, что строили в 1764 г. крепость Ени-Дунья для турок. Архиепископ Гавриил, составивший в середине прошлого века историко-хронологическое описание церквей Херсонской епархии, со ссылкой на неизвестный источник писал: «Молдаванкой прозывается... часть города, якобы потому, что по завоеванию Очакова тут жили пленные молдаване». (Напомним, Очаков был взят в декабре 1788 г.). В рапорте же городового архитектора Моранди, приложенном ко вновь составленному генплану Одессы 1849 г. имеются такие строки: «Предместье Молдаванка основано в 1793 г. по населению там молдаван и булгар после Ясского перемирия, одна часть такового... и доныне именуется Булгаркою, а другая — Новою слободкою...».

Позднее ранней биографии Молдаванки придается все менее значения, она не вызывает особого интереса даже у специалистов. Между тем, уточненный возраст знаменитого предместья заслуживает пристального внимания. Во-первых, потому что является неотъемлемой частью общей истории нашего города, а во-вторых, с ним тесно связано одно из одесских краеведческих недоразумений. Итак, постараемся разобраться: когда, а главное, какие именно молдаване-строители, пленные либо беженцы, стали первопоселенцами своей Молдаванки. Обратимся к немногочисленным, но все-таки дошедшим до нас первоисточникам.


* Кто населял Хаджибей?

Для начала возьмем известный рапорт князя Потемкина об успешном завершении операции по взятию замка и форштата Хаджибей. Постоянно цитируемые из него отрывки никогда не обходили вниманием место, откуда начался победный штурм славного отряда Иосифа Де-Рибаса, — «...балку, в двух верстах от замка лежащую (кажется, водяную)». Действительно, сборным пунктом авангарду корпуса генерала Гудовича под командованием Де-Рибаса послужила низина у пересечения современных улиц Балковской и Бугаевской. Там находится самый пологий отрезок длиннющего Водяного оврага, служивший в свое время частью старинного Бессарабского тракта. Но в донесении никак ни упомянута близлежащая деревня молдаван, что оказалось бы неплохим ориентиром для войск в пустынной местности.

Теперь небольшое предисловие к следующему документу. После Ясского перемирия 1791 г. Очаковская область, отошедшая к России вместе с крепостями Очаков и Хаджибей, стала именоваться «Новоприобретенной областью». Число ее жителей к середине 1792 г. было около 20 тысяч человек. Наименее заселенными оказались земли, примыкающие к побережью Черного моря. Они-то составляли 2-ю и 3-ю части православного правления, входившие в ведомства священников Р. Иванова и Ф. Недольского. Сведений о населении 3-й части не сохранилось. Зато, к счастью, полностью сохранилась «Ведомость, учиненная новоприобретенной области... Романом Ивановым, сколько в ведомости его селений и слобод, декабря 1793 г.».

По этой «Ведомости...» на территории между Днестром и Куяльником насчитывалось всего 26 селений, большинство из которых — и самых заселенных — располагалось по Днестру и Кучургану — от Суклеи до Аджидера (Овидиополя). На остальных землях, близ Хаджибейского и Куяльницкого лиманов, имелось лишь 8 слобод, где проживало 264 «души обоего пола». И если среди днестровско-кучурганских поселян преобладали волохи (более 50 процентов), то данных о национальной принадлежности населения последних 8 слобод, включавших 96 дворов, не имеется.

В самом Хаджибее было всего 10 дворов, в них — «мужеска пола душ 22», а «женска пола — 6». Очевидно, в это число не вошли строители и гарнизон крепости над нынешней Карантинной гаванью. Дворы были разбросаны вокруг развалин турецкого замка над Военным спуском и прибрежным обрывом. Ближайшими населенными пунктами к Хаджибею были Дальницкая слобода (58 жителей), четыре меньших безымянных слободки при речке Свинной (всего 132 жителя) и два хутора около реки Куяльник (всего 46 жителей). Опять никаких следов Молдаванки. Но могла ли в том безлюдье, под самым носом завоеванного Хаджибея, при скрупулезнейшем учете каждого человека случайно «потеряться» целая деревня православных волохов-молдаван?

Наконец, в нашем распоряжении информация о первой в истории Одессы переписи населения, объявленной летом 1795 г. При всех недостатках проведенного мероприятия нельзя недооценивать его плюсы. Так, среди 2349 граждан не найти ни молдаван, ни волохов, хотя тщательно выделены другие местные «иностранцы» — греки, болгары, евреи. А подсказка А. Скальковского о том, что упомянутые болгары, «поселенные близ города на земле генерала Де-Витта», занимали тогда часть площади будущей дачи начальника военных поселений края О. Витта, помогает сделать следующий вывод. К первым одесситам причислялись не только обитатели центра юного города, а и его окраин, в данном случае — района будущей улицы Колонистской на Бугаевке. Значит, аборигены Молдаванки обязательно должны были попасть в те ревизские сказки. При наличии, конечно, самого поселения.

** «Молдаване, особою слободкою...»

Так когда же появятся достоверные сведения об интересующей нас слободе? Лишь спустя семь лет, в «самых верных статистических данных об Одессе за 1802 год», предоставленных вступающему в должность генерал-губернатора Новороссии дюку Ришелье.
В разделе «Народонаселение» отдельной строкой зарегистрированы «молдаване, особою слободкою за городом поселенные: мужеска пола — 53, женска — 42 душ». При этом следует иметь в виду, что о первых появившихся в Одессе молдаванах стал известно из доклада командированного сюда чиновника Ивана Лорера. Весной 1797 г. он рапортует начальству о 269 выходцах Архипелага, «кои имеют желания в Одессе поселиться». Среди них — греки, албанцы, молдаване (без указания численности каждой национальности). Выходит, прародительница Молдаванки основана между 1797 и 1802 годами, а ее основателями могли быть только беженцы, права которых закрепил исторический указ Александра I от 25 октября 1801 г. Всем притесняемым Оттоманской Портой народам гарантировалось убежище на просторах российского Причерноморья, и, по замыслу властей, будущая Молдаванка становилась в ряд национальных поселений, способствующих процветанию строящегося города и порта.

Что представляла собой эта молдавская слободка на заре XIX века?
План Одессы 1814 г. достаточно полно отражает ее первоначальное состояние. Прежде всего очевиден сравнительно небольшой по размерам участок, предназначенный собственно поселку молдаван. При наложении его старых границ на современную карту города на плоскости получается почти правильный четырехугольник. Западной околицей деревни служил естественный склон оврага между нынешними улицами Средней и Дальницкой. Тут же, по самому краю будущей Балковской, поближе к живительным источникам, жались домики ее первых жителей, растянутые в типичную сельскую улицу. С востока межа проходила приблизительно по линии пересечения сегодняшних Картамышевской и Комитетской улиц, Третецкого (Банного переулка) и угла Прохоровской и Запорожской. Почти все пространство, отведенное семьям молдаван, занимали пахотные земли и виноградники. Точно по центру «молдавской» территории планировалась к обустройству главная слободская площадь, которую назовут Михайловской в честь одноименного храма, освященного здесь в 1820 г. Рядом находилось и маленькое деревенское кладбище.

Теперь внимание — принципиально важный момент. Вопреки устоявшемуся мнению, следует признать, что получившие одесскую прописку молдаване не были пионерами округи Водяной балки. Роль здешних старожилов должна отводиться болгарам, основателям крошечной Булгарки, упоминаемой зодчим Моранди. Левый берег водного оврага стал колыбелью одесских болгар задолго до образования на его правой стороне молдавского поселка. Ведь заложили Булгарку те самые 60 братьев-славян, которых «вывели в последнюю войну из Измаила» (см. «Историю Одессы» К. Смольянинова). Неприступная турецкая крепость пала в декабре 1790 г., поэтому нетрудно прикинуть время заселения этой части города и понять причины, по которым жители болгарской колонии в полном составе входили в первую и последующие переписи населения Одессы.

И практически одновременно с молдаванами справили новоселье их ближайшие соседи — первые поселенцы Новой слободки (не путать ее с современной!). В смешанном населении новослободчан преобладали тогда евреи, чем объясняется невозможное при других обстоятельствах появление у границы двух самостоятельных слобод старейшей в городе синагоги. Культовое сооружение, известное под именем Молдаванской общественной синагоги, по адресу Балковская, 133 построено в конце 90-х годов XVIII столетия. Уникальный памятник старины «достоял» до Отечественной войны. А сам процесс преобразования деревни молдаван в интернациональную «коммуну» случился на удивление быстро. Сначала Молдаванку окружат такие слободки, как Раскидайловская, Воронцовка, Матросская, Бугаевка — оставшиеся в топонимике Одессы лишь названиями улиц. Геродот Новороссии Скальковский метко окрестил их «хуторами, наполняющими Молдаванку». Следовательно, еще в 1-й трети XIX века определится ведущая роль той, что, объединив эти микрорайоны, превратится в самое большое предместье Южной Пальмиры. В чем состоял секрет преимущества рядовой, в общем, слободки перед своими равноправными товарками? Возможно, огромное значение имело наличие на ее исконной земле единственной тогда в окрестности православной церкви. А может, дело просто в безошибочно выбранном, необычайно выразительном, смачном наименовании. Оно, в отличие от прочих забытых-полузабытых городских имен, прочно и навсегда вошло в лексикон одесситов...

* Не старше Одессы

Теперь вернемся к версии, по которой Молдаванка оказывалась старше самой Одессы на добрых 30 лет. Откуда взялось подобное утверждение? С ошибочного мнения о том, что жили здесь построившие Ени-Дунью молдаване (приведенного авторам и вначале статьи). Давно общепризнано: турецкое укрепление с таким красивым названием (в переводе — «Новый свет») было возведено у поселка Хаджибей и находилось на месте нашего Приморского бульвара. Правда, единственным прямым источником, указывающим на таковое его местоположение, является сообщение войскового толмача К. Иванова. Летом 1764 г. Иванов доносил своему руководству, что в 50 верстах от Очакова, при море, по направлению к Белгороду «делалась крепость Ени-Дуни», а прежде там было селение Куджабай. «Оная же крепость зачалась делаться сего года с весны, а делают ту крепость ВОЛОХИ (выделено нами), на которую возят камень из степи, с речек и балок околичных». Известие воспроизведено в 1840 г. в «Истории Новой Сечи» Скальковского.

Никакими другими источниками 1760—80 гг. такое расположение Ени-Дуньи не подтверждается. Напротив, эта крепость в дальнейшем именуется только Хаджибеем. Так, казацкие походы в 1769 и 1770 годах были направлены, в частности, на Хаджибей. Во время заключения Кучук-Кайнарджийского мира, летом 1774 г., «Гаджибейский замок» был взят русскими войсками, а затем возвращен Турции. В сентябре 1789 г. отряды Де-Рибаса брали именно Хаджибейскую, а не Ени-Дуньскую крепость. В связи со сказанным обратимся к карте, составленной Риччи Цаннони в 1772 г. На ней Ени-Дунья помещена к западу от устья Тилигульского лимана, а не на месте Хаджибея. Серьезных сомнений у историков в первой половине ХIХ века это не вызвало. Такой авторитет, как Ф. К. Брун, писал, что к западу от Очакова и Гасан-Кале (ныне Рыбаковка. — прим. авт.) «при Тилигуле была Возия, а на другой стороне Тилигула — крепость Иенидуни».

Через 20 лет Брун изменил свое мнение. В статье «Судьбы местности, занимаемые Одессой» он отрицал возможность расположения Ени-Дуньи у Тилигула «ибо тогда она находилась бы в 25 тогдашних верст от Очакова, а не в 50, когда как таково именно расстояние между этой крепостью и Гаджибеем... нужно только бросить взгляд на карту Риччи, чтобы убедиться в том, что он, помещая Ени-Дуни при Тилигуле, скорее мог ошибиться, нежели Иванов».

С 1879 г. доводы ученого не подвергались ни сомнению, ни обсуждению... Но вот летом 1993 г. при археологическом обследовании долины Тилигула на мысу, образуемом западным берегом дола и обрывом к морю, было обнаружено небольшое поселение турецкого времени. Со стороны степи мыс поперечно огражден сильно оплывшим земляным валом. Культурный слой его центральной части достигал мощности около 1 м. По аналогии с материалами закрытых комплексов Измаильской крепости, сооруженных в середине XVIII столетия и погибших в 1770-х годах, наш памятник может датироваться этим же временем. И именно это место обозначено Цаннони как Ени-Дунья! В таком случае совпадение времени существования памятника с датой составления карты позволяет зафиксировать здесь, в 3-й четверти XVIII века, наличие укрепленного пункта. А это означает, что картограф не ошибся.

По археологическим остаткам характер памятника позволяет видеть в нем укрепление для караула или погранзаставы. Не исключено, что это была охранная служба при маяке у входа в Тилигульский лиман, бывший тогда еще судоходным. Также не исключено, что местечко Возия, «напротив Ени-Дуни», выполняло те же функции на противоположном берегу. Скорей всего, оба они погибли во время военных действий русско-турецкой войны
1787—91 гг.

Надо полагать, что упомянутые выше возражения Ф. К. Бруна были вызваны его измерениями расстояний на запад от Очакова по морскому побережью. В таком случае Ени-Дунья действительно должна оказаться на месте Хаджибея. Если же учесть, что при сухопутном передвижении из Очакова на запад было необходимо обходить с севера Березанский и Тилигульский лиманы, то путь может удлиниться вдвое. Похоже, что именно это обстоятельство имел в виду военный переводчик Иванов, прикидки которого от Очакова до Ени-Дуньи равнялись 50 «сухопутным» верстам.

Таким образом, налицо совпадение датированных археологических и письменных сведений. А значит, можно утверждать, что последующее отождествление крепости Хаджибей с Ени-Дуньей связано с историографическим недоразумением. Отсюда возник логичный, но не выдерживающий критики вывод профессора Маркевича и его сторонников о мифической Молдаванке, поставлявшей турецким воякам рабочую силу задолго до основания Одессы. Такая «Молдаванка» пока не найдена, и нет никаких оснований помещать ее в нашем городе...

Все сказанное, кстати, позволяет непротиворечиво локализовать турецкие военные укрепления вдоль морского побережья между Бугом и Днестром перед окончательной утратой Турцией этих земель по Ясскому миру. Это Очаков, Гасан-Кале (Рыбаковка), Возия (восточный берег Тилигула), Ени-Дунья (западный его берег), Хаджибей (Одесса) и Хаджидер (Овидиополь).



Памятники Одессы
-----------------------------
ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1808г. Сооружена в стиле классицизма. В 1839г. пристроен южный алтарь, в 1875г. - северный. Частично сохранились мраморные полы.

КИРХА СВ. ПАВЛА, 1897г. Сооружена по проекту арх. Г.Шеврембрандта. Яркий пример эклектики конца 19в. План и декор фасадов близок к романской архитектуре.

БЕЛЬВЕДЕР, 1826-28гг. Каменный. Имеет десять пар колонн. Сооружение уникально в архитектурном наследстве Украины.

ПРИМОРСКАЯ ЛЕСТНИЦА, 1837-42гг. Проект арх. Ф.Боффо. Построена в стиле классицизма, имеют 192 ступеньки, высота 27 м, длина 136,5 м. (Приморский бульвар).

СТАРАЯ БИРЖА, 1829-37гг. Здание построено в стиле классицизма (арх. Ф.Боффо) для Одесской товарной биржи. Перестроено арх. Ф.Моранди в 1871-73гг., реконструировано в 1946-49гг. Главный фасад украшен 12 колоннами, скульптурами. (ул. Коммуны, 1).

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, 1884-87гг. Авторы - венские арх. Г.Гельмер и Ф.Фельнер, которые строили театры в Вене, Будапеште, Дрездене, Загребе. В стиле ренессанса с элементами барокко, украшен скульптурными группами и масками. Интерьер - в стиле позднего рококо. Пятиярусный зал вмещает 1560 зрителей. Считается одним из лучших в мире. (Пер. Чайковского, 3).

ЗДАНИЕ МОРСКОГО МУЗЕЯ, 1841г. Арх. Г.Торичелли. Построен в стиле классицизма и ренессанса. (ул. Ласточкина, 6).

НОВАЯ БИРЖА, 1894-99гг. Арх. А.Бернардацци. Фасад выполнен в формах флорентийского Возрождения. Украшен керамической плиткой, мрамором, витражами. Интерьеры украшены живописными панно, мрамором. Потолок из резного дерева. Используется как зал филармонии. (ул. Р.Люксембург, 15).

ДВОРЕЦ, 1805-10гг. В стиле классицизма. Под зданием - подвал и катакомбы, искусственная пещера с гротом. Художественное оформление потолка, мраморные и паркетные полы с инкрустацией. Во дворце размещен Одесский художественный музей. (ул. Короленко, 5).

ДВОРЦОВЫЙ КОМПЛЕКС, 1826-34гг. Сооружен по проекту арх. Ф.Боффо в стиле классицизма. Сохранились дворец, бельведер, флигель и конюшня. (Пер. Краснофлотский, 2).


***МУЗЕИ - Археологический: Ласточкина, 4;
Художественный: Короленко, 5-а;
Западного и восточного искусства: Пушкинская, 9;
Личных коллекций: Гарибальди, 19;
Литературный: Ласточкина, 2;
Морского флота: Ласточкина, 6;
Литературно-мемориальный А.Пушкина: Пушкинская, 13.
Одесский историко-краеведческий музей

Е-mail historical-museum@odessaglobe.com.Odessa Historical Regional Museum
Украина, 270026, Одесса, ул. Гаванная, 4 Тел. 22 84 90, 25 52 02

* Одесский историко-краеведческий музей был учрежден в 1956 году. Основное помещение музея находится в здании, являющемся памятником архитектуры( построено в 1876 году по проекту известного одесского архитектора Ф.В. Гонсиоровского). В структуру одесского историко-краеведческого музея входят восемь отделов(экспозиционные, фондовый, научно-просветительский), Выставочный зал, три филиала - Мемориал героической обороны Одессы (дача Ковалевского, 411 батарея), Музей истории Придунавья (г. Измаил Одесской области) и Болградский историко-этнографический музей (г. Болград Одесской области). Музей создан на основе фондов уникальных музейных собраний Одесского городского музея древностей (основан в 1825 г.), Музея Одесского общества истории и древностей (основан в 1840 г.), “Зала имени графа М.Толстого” Одесской городской публичной библиотеки (открыт в 1907 г.), музеев “Старая Одесса” и “Степова Украiна” (сформированы в 20-х годах нынешнего века), Музея обороны Одессы (создан в 1946г.).
Все музейные предметы основного фонда организованы по отдельным коллекциям: “Историко-бытовые предметы”, “Документы”, “Печатные издания”, “Карты”, “Нумизматика”, “Печатная графика”, “Изобразительное искусство”, “Фотографии”. Среди ценных и оригинальных материалов музейного собрания - манифесты, указы и грамоты, подписанные Екатериной II, рапорты, донесения, письма и иные подлинные документы Г. Потемкина, А. Суворова, П. Зубова, М. Кутузова, И. Дерибаса, А. Ланжерона и других видных исторических деятелей. Большой интерес представляет богатая и разнообразная коллекция проектов, чертежей и планов различных зданий и сооружений Одессы, где нашло отражение творчество выдающихся архитекторов Ж. Гаюи, Ф. Фраполли, Ф. Баффо, Г. Торичелли, Ф. Моранди, Ф. Гонсиоровского, А. Бернардацци, Л. Влодека, Ю. Дмитриенко, А. Минкуса и других.
Музей располагает наиболее полным собранием графических изображений с видами Одессы, ее порта и окрестностей. Здесь находятся работы известных мастеров ХIХ в.: Л.-Ф. Кассаса, Ж. Гаюи, К. Боссоли, Ф. Гросса, Ю. Берндта и других. Среди музейных памятников исторического, духовного и культурного наследия важное место занимает коллекция икон, хронологические рамки которой охватывают почти три столетия (ХVIII-ХХ вв.). В ее составе - памятники украинской школы (с разделением на правобережную, запорожскую народно-примитивную ветви), русской и старообрядческой школ, а также образцы православного официоза, характерные для Российской империи рубежа ХIХ-ХХ вв.
Достаточно широко представлена в фондах музея портретная живопись ХVII - начала ХХ века. В этом собрании есть портреты известных государственных деятелей России и Украины (Петра I, Екатерины II, Б. Хмельницкого, И. Мазепы, А. Острожского, П. Дорошенко, К. Разумовского), видных полководцев (А. Суворова, Н. Репина, Б. Миниха, В. Долгорукова, М. Кривоноса), новороссийских и одесских генерал-губернаторов (А. Ришелье, А. Ланжерона, И. Инзова, М. Воронцова, Х. Роопа), представителей семейства Дерибасов и других. Среди имен художников-портретистов, представленных здесь - А. Моклаковский, Е. Буковецкий, Н. Кузнецов, Г. Честаховский, Д. Крайнев).
В двенадцати залах историко-краеведческого музея сформированы следующие экспозиционные разделы: “Старая Одесса: ХIV в. - март 1917 г.”, “Одесса и край в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг.”, “Культура Одессы: 1920-1990 гг.”, “Многонациональная Одесщина в независимой Украине”, “Города-побратимы Одессы”. Ежегодно музей проводит около 15-20 выставок.
Тематическая палитра экспозиционно-выставочной деятельности за
1996-97 гг. выглядит следующим образом:

- Дерибасы и Одесса (первостроитель города и его потомки в истории Одессы);
- Исторический портрет ХVIII - начала ХХ вв. из фондов историко-краеведческого музея;
- Старая Одесса в произведениях графики;
Православная икона ХVIII -ХХ веков в музейных и частных коллекциях Одессы;
- Михаил Семенович Воронцов и Одесса;
- Мастер городского пейзажа (к 150-летию со дня рождения художника В.Вахренова);
- Амвросий Ждаха - иллюстратор украинских народных песен;
- Скульптор Луиджи Иорини: к 180-летию со дня рождения;
- История Одессы в старой открытке; Михаил Сергеевич Грушевский и Одесса;
- Образование Центральной Рады: к 80-летию со дня провозглашения;
- Музеи, которые были... (судьбы одесских музеев периода тоталитаризма 1920-1930 -х гг.);
- 75 лет Одесской киностудии;
- Генерал из легенды: к 100-летию со дня рождения И.Е. Петрова - командующего Приморской армией в период обороны Одессы 1941 г.;
907 дней: хроника немецко-румынской оккупации Одессы (16 октября 1941 г. - 10 апреля 1944 г.);
- Обгоняющий время: к 90-летию со дня рождения генерального конструктора космической техники С.П. Королева;
- Одесса - мой город родной...: город в чертежах, проектах и рисунках одесских архитекторов (20-90-е гг. ХХ в.). Печатные издания, выпущенные историко-краеведческим музеем (1995-96 гг.):

- Старая Одесса в произведениях графики:
Каталог - Сост.: Фабрика Л.В., Солодова В.В. - Одесса, 1995;
- Исторический портрет ХVIII - начала ХХ вв. из фондов ОИКМ:
Каталог выставки - Сост. Озерянская И.М., Солодова В.В.;
под ред. Лещинской Н. А. - Одесса, 1996;
- Одесса в произведениях графики ХIХ в.: Альбом - каталог - Сост. Солодова В.В.; под ред. Лещинской Н.А., Озерянской И.М. - Одесса, 1996;
Калмакан И.К., Емельянов М.В.
- История герба Одессы: прошлое и настоящее (1798 - 1995 гг.). - Одесса, 1996.


*** Другие объекты области

* БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКИЙ (до 1944г. - Аккерман). Город, в 100 км от Одессы, порт на Днестровском лимане, в 18 км от Черного моря. Известен еще с начала н.э. как греческая, потом римская колония Тира. В 9в. племена уличей и тиверцев создали экономический, политический и торговый центр - Белгород. С 13в. входит в состав Галицько-Волынского княжества. В 1484г - город захватила Турция, переименовав его в Аккерман. В 16-18вв. был столицей Белгородской Орды. По Бухарестскому мирному договору 1812г. отошел во владение России. В 1918-40гг. - под властью Румынии.

БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ (АККЕРМАНСКАЯ) КРЕПОСТЬ, 13-15вв. Построена мастером Федорком на руинах греческого античного города Тира. Имела 35 башен (сохранилось 20), двое внешних ворот - Главные и Овидиопольские и три внутренних. Общая длина стен около 2 км, высота до 7 м, толщина до 5 м. Извне окружена глубоким (до 23 м) рвом, с двух сторон ее омивает лиман. В ее составе небольшая цитадель (Генуэзский замок 12-13вв.) обнесенная мощными стенами с 4-мя круглыми башнями. Уникальный памятник оборонительной архитектуры средневековья, наибольшее и мощнейшее сооружение подобного типа на Украине. Ныне - филиал Белгород-Днестровского музея.

АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. БОГОРОДИЦЫ, 15-19вв. Представляет собой редчайший образец церковного сооружения на Украине.

ГРЕЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 15-16вв. Архитектурная конструкция очень архаическая. Уникальное церковное сооружение на Украине.

ПОДЗЕМНАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. ИОАННА СУЧАВСКОГО, 14-19вв. Построена над каменным колодцем, где, по рассказам, в 1330г. татары заммучили молдавского купца Иоанна, который отказался принять мусульманство. Уникальна в архитектурном наследстве Украины. (ул. Шабская, 116).


* БОЛГРАД. Город, на берегу озера Ялпух, в ? км от одноименной ж.д. станции. Основан в 1821г. болгарами, которые сбежали из-под турецкого гнета.

МАВЗОЛЕЙ ИНЗОВА, 1833г. Сооружен в стиле классицизма, как кладбищенская церковь, где в 1846г. был похоронен И.Инзов.

СВЯТО-НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1871г. Построена в стиле классицизма. Украшена лепным орнаментом.

ПРЕОБРАЖЕНСКИИ СОБОР, 1833-38гг. Сооружен в стиле классицизма. В 1912-14гг. интерьер собора расписал в стиле модерн худ. И.Пискарев.

ИЗМАИЛ. Город, порт на левом берегу Дуная, в 286 км от Одессы, в 80 км от Черного моря. В 16в. захвачен Турцией и превращен в крепость. Запорожцы делали походы на Измаил в 1609 и 1621гг. До 1917г. принадлежал Бессарабской губернии. Измаил - это город, где сохранилось болше всего церквей- величественных архитектурных памятников.

СВЯТО-НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1852г. Расположена на территории крепости. Одно из ранних сооружений с элементами византийского стиля. (ул. Матросова, 23).

ПОКРОВСКИЙ СОБОР И КОЛОКОЛЬНЯ, 1822-36гг. В стиле классицизма. К собору со временем достроена колоннада. (Просп. Суворова).

СВЯТО-НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1833,1899гг. Сооружена в стиле классицизма.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА, 1823г. Архитектура архаическая, без украшений. (ул. Кутузова, 24).

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1841г. Расположена на территории крепости. (ул. Матросская, 24).

МАЛАЯ МЕЧЕТЬ, 16в. Единственное сооружение, которое сохранилось от турецкой крепости, которая считалась одной из лучших в Европе. В 1810г. приспособлена под гарнизонную Крестовоздвиженскую церковь.


* КИРНИЧКИ. Село, Измаильский р-н, в 48 км от Измаила.

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1841г. Сооружена в стиле классицизма. Стены гладкие, без декора и росписей.


* КИЛИЯ. Город, порт на берегу Килийского русла Дуная, в 40 км от Черного моря, в 26 км от ж.д.ст. Дзинилор. Впервые упоминается в конце 7в. до н.э. как древнегреческий город-колония Ликостом. С 10в. входила в состав Киевской Руси. Сюда совершали походы украинские козаки под руководством С.Наливайко (1593г.), И.Сулимы (1635г.), С.Палия (90-е гг. 17в.). С 1812г. под властью России.

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 15-17вв., КОЛОКОЛЬНЯ, 1891г. По рассказам, заложена в 1485г. в память об освобождении города от турок. Неоднократно перестраивалась. Редчайший на Украине образец церковного полуподземного сооружения (ул. Дунайская, 4).


* ЛИПЕЦКОЕ. Село, Котовский р-н, в 12 км от ж.д.ст. Котовск.

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1807г. Старейшее в Одесской области церковное сооружение в стиле классицизма.


* НЕРУБАЙСКОЕ. Село, Беляевский р-н, в 5 км от ж.д.ст. Усатово.

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1826г. Сооружена в стиле классицизма.


* НОВАЯ НЕКРАСОВКА. Село, Измаильский р-н, в 12 км от ж.д.ст. Измаил.

ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, нач. 11в. Построена народными мастерами, архаическая, уникальная по объемно-пространственному и архитектурному решению.


* ПЕТРОВКА. Село, Коминтерновский р-н, в 20 км от ж.д.ст. Сербка.

УСАДЬБА, 1820,1892гг. Сохранились дворец, часть парка и хозяйственный корпус. Дворец напоминает средневековый замок. В здании использованы элементы готики и мавританской архитектуры. Одно из старейших на Украине сооружений архитектурного романтизма.


* СТАРАЯ НЕКРАСОВКА. Село, Измаильский р-н, в 7 км от ж.д.ст. Измаил.

КОЛОКОЛЬНЯ ЦЕРКВИ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА, 1823г. Сооружена в стиле классицизма.


* УСАТОВО. Село, Беляевский р-н.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА, 1822г. В стиле классицизма.


*** ЗАПОВЕДНИК "ДУНАЙСКИЕ ПЛАВНИ", 1981г. Общая пл. 14,851 га, из которых 9,251 - суходол, остаток - акватория Черного моря. Дунай образовывает одну из наибольших в мире дельту площадью приблизительно 500 тыс. га. Здесь происходит беспрерывная трансформация естественных образований, изменяется конфигурация островов, проток, озер.
Летом Дунайские плавни - сплошной камышовый лес (камыш достигает высоты 4 м), много плавающих растений.
Через дельту проходят 5 наибольших маршрутов перелетных птиц.
Много колоний белых и желтых, серых цапель. Акваторию населяют почти 100 видов рыб.


Проблемы сёл Одесской области

Не секрет, что жить сегодня в украинском селе - то еще удовольствие. Городскому жителю, не привыкшему к сельской жизни, порой при взгляде на находящиеся в упадке села становится плохо, и он задается вопросом:
«Как в таких условиях вообще жить можно?». Но порой можно обойтись и без наглядности - сухой язык цифр также способен испугать того, кто в селе никогда в жизни и не был. На прошлой неделе начальник Главного управления статистики в Одесской области Галина Белоусова рассказала журналистам о социально-экономическом состоянии сельских населенных пунктов на 1 ноября 2005 года.

Всего в Одесской области насчитывается 1136 сел, в которых проживают 829 тыс. человек (35% от всего населения области). Из этих тысячи с лишним сел в 14 вообще никто не живет, в нескольких десятках сел живут по 2 - 3 человека. 19% человек, живущих в сельской местности, - дети и подростки до 15 лет, 57% - трудоспособное население и 24% - старики.

В период 2001 - 2004 гг. в селах родилось 34 тыс. детей, а умерло людей почти в два раза больше - 63 тыс. человек. В 100 сельских населенных пунктах за 3 года (2001 - 2004 гг.) не родилось ни одного ребенка.
В 93 селах нет ни одного ребенка младше 5 лет.

Всего половина трудоспособного населения, а именно 239 тыс. человек, имеют постоянную работу. Из них каждый третий работает за пределами своего места жительства, а многие, особенно из приграничных районов,
и за пределами Украины. Каждый четвертый из всего трудоспособного населения (127 тыс. человек) нигде не работал и не учился.

В 28% сел нет остановок общественного транспорта, а населению 23 сел (или 5 тыс. человек) до ближайшей остановки приходится идти 10 километров.

Нелегкая ситуация складывается и с водоснабжением - в 60 населенных пунктах пользуются привозной водой. Тяжело и с больницами, библиотеками. Только на территории 37 сел есть больницы (по сравнению с предыдущим исследованием количество больниц в селах снизилось на 36%, или на 24 больницы), в сельских населенных пунктах действуют 567 фельдшерско-акушерских пунктов, амбулатории есть только в 133 селах.
Почти в половине всех сел (515) нет школ, но есть молодежь школьного возраста. Больше всего таких сел в Великомихайловском (57, или 71% от общего числа сел в районе), Раздельнянском (57 и 68%, соответственно), Красноокнянском (35 и 65%), Фрунзовском (31 и 62%), Николаевском (27 и 60%) и Ширяевском (43 и 60%) районах.

Частично проблему отсутствия школ решила программа Одесской областной государственной администрации под названием «Школьный автобус» - несколько автобусов ежедневно развозят детей по своим школам, но все равно отсутствие школ во многих населенных пунктах области требует более пристального внимания властей...
В более чем половине сел (680) нет детских садов, но есть дети дошкольного возраста. Больше всего таких населенных пунктов в Великомихайловском районе (72, или 90% от общего числа сел в районе)
и в Ширяевском районе, где в 86% сел отсутствуют детсады.
В 40% сельских населенных пунктов нет клубов, Домов культуры, в 44% сел отсутствуют библиотеки. В 81% нет киноустановок. В 35% сел нет никаких медицинских учреждений. В 98% сел нет бань. В 31% - магазинов или рынков. В 96% сельских населенных пунктов нет домов быта, в 53% - отделений связи, в 79% - столовых, кафе и чайных. В 71% нет храмов, а в 89% - спортивных сооружений...

Невеселая картина. А если прибавить сюда и некоторые другие проблемы (например, крайне негативная экологическая ситуация в Татарбунарском районе, вокруг озера Сасык), то становится страшно за наших соотечественников, проживающих в сельской местности. За тех, кто сеет и собирает хлеб, выращивает птицу и скот. И если ситуацию не начать менять уже сегодня, то, полагаю, никто не удивится, если через несколько лет количество сел, в которых нет жителей, может быть уже не 14, а на порядок больше. И это в Одесской области - не самой бедной и не самой неблагополучной в Украине...

 

Новый адрес сайта http://odesskiy.com

Рейтинг@Mail.ru