Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
КОДЫМА - РАЙЦЕНТР ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА РЕЧКЕ КОДЫМА
 
КОДЫМА - город (с 1979) на Украине, Одесская обл.
Железнодорожная станция. 12 тыс. жителей (1991).
Заводы : Консервный , кирпичный, железо-бетонных изделий.
Основан в 1754.

Кодымский район - образован в 1930 г., 0,8 тыс. кв.км, 34 тыс. жителей
НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКЫ : Александровка, Алексеевка, Грабово, Баштанков, Будеи, Загнитков, Ивашков, Кирилловка, Кодыма (районный центр), Котовского (свх), Котовцы, Крутые, Лубушное, Лысогорка, Мал. Слободка, Писаревка, Петровка, Пирожное, Правда, Семеновка, Сербы, Слободка, Смолянка, Стримба, Тимково, Федоровка, Шершенцы


Кодыма, что в Одесской области, которая берет свое начало в 1754 г., была своего рода буферной зоной между Турцией и Польшей, а с 1793 г. вошла в состав Российской империи, именовалась то поселком городского типа, то станцией, то райцентром. А по сути это было еврейское местечко с присущим местным колоритом, где неплохо уживались украинцы и русские, евреи и поляки, молдаване и татары. Основная же достопримечательность здешних мест - поистине целебный воздух, до звона прозрачный, настоянный на опьяняющих запахах яблок и груш, слив и вишен, черешен и орехов, степного разнотравья и неповторимого аромата местной маслобойки. Кодымские фрукты имеют специфический вкус. Я пробовал многие экзотические плоды, но таких, как у нас... Потому и не удивительно, что сюда приезжали дачники из Москвы, Одессы, Киева...

Вот такой получился мимолетный взгляд в прошлое. Чем же живет нынешняя Кодыма, именуемая городом, тем более что она имеет сейчас свой герб и гимн: герб - молодая женщина со снопом пшеницы в руках, а гимн написала местная поэтесса Татьяна Триморук. Не будем оспаривать их смысловые и эстетические достоинства, воспримем их такими, как есть. А вот внешнее впечатление Кодыма производит весьма отрадное: на каждом шагу современные кафе, магазины, универсам, банки. И что не менее важно - не счесть товаров и продуктов, от заморских до местных, очень вкусен хлеб, выпеченный в местных пекарнях. Правда, цены, по сравнению с окладами, здорово 'кусаются', но мы ведь говорим о внешних атрибутах. Хотя к этому ряду следует отнести и допотопный ручной умывальник в гостинице, где вода подается по часу-полтора ночью и рано утром. И коромысла с ведрами - как напоминание о юности как-то по-особенному смотрятся на фоне современных кафе.

К новшествам я бы отнес и заасфальтированные улицы, по которым когда-то ходил по колено в грязи. Имею в виду улицы им. 1-го Мая, где и поныне стоит наш дом, и ул. Леваневского, где грязь, по-моему, не просыхала круглый год. Да и сама Кодыма далеко шагнула за железнодорожный вокзал, раздалась вдоль и вширь.
Но вот наступил вечер, настала темень. И наш город будто вымер. Опустели улицы, опустел железнодорожный вокзал, стало темным-темно и очень неуютно. Кстати, о вокзале. Место это для нас, кодымчан, было необычным. Сюда мы приходили не просто так: это был своего рода особый ритуал. Мы точно знали расписание поездов. Московский. Киевский. Одесский... Задолго до символического удара станционного колокола собирались на перроне в ожидании особого церемониала, когда выходил сам начальник станции Шлаин в строгой парадной форме с погонами техника-лейтенанта тяги и красным околышем на фуражке и давал резкую отмашку специальным жезлом. Скорые и пассажирские поезда останавливались у нас всего на 2-3 минуты. А сколько надо было успеть! Встретить и проводить, и просто смотреть на мелькание лиц в окнах. Как будто сами приобщались к далеким путешествиям. Была еще одна сверхзадача, которая тоже стала традицией: передавать домашние посылки тем, кто учился. Причем, никто не смел отказаться от этой миссии и вручал нередко еще теплое варево прямо в руки. Святое дело.

Чего же не хватает нынешней Кодыме? Вроде бы немало изменилось к лучшему, появились продукты и товары. Я ходил, смотрел, разговаривал с земляками, сравнивал. И никак не мог найти подходящего названия, которое бы наиболее полно выражало суть недостающего. А потом перед самым отъездом меня осенило: такое впечатление, будто из Кодымы, из нашей Кодымы, вынули душу, убрали стержень, который создавал неповторимый уют, своеобразную ауру. Кодыма стала, по-моему, патриархальным захолустьем с признаками современного интерьера. Может быть, мне так показалось...

Обо всем этом и еще о многом другом мы вели речь с главным руководителем города и района - главой райгосадминистрации Святославом Огинским. Современный руководитель, с широким кругозором, он произвел самое благоприятное впечатление. Мы обменялись сувенирами: я ему подарил свою книгу 'Зов памяти' (о Холокосте, в которой речь идет и о нашем регионе); он мне вручил юбилейную книгу о Кодыме, праздничную местную газету и памятный вымпел. А потом я завел разговор, может быть, не совсем к месту, о главной цели своего визита: я ведь приехал не просто посмотреть на родные места, хотя и эта причина не была второстепенной. Меня беспокоили дошедшие слухи о том, что могила отца на еврейском кладбище разрушена. Слухи оказались верными. Да и само кладбище, как и место захоронения сотен евреев, расстрелянных в первые месяцы войны, представляло жалкий вид и больше походило на пастбище для овец и коз.

Перед войной в окрестных деревнях - Лабушное, Крутые, Писаревке, Шершенцах - проживало немало еврейских семей. В Кодыме той поры насчитывалось около 1,5 тыс. евреев, были еврейская школа, синагога, еврейское кладбище. Славилась Кодыма своими базарами и ярмарками, особым колоритом: украинский говор смешивался с русским, молдавским, еврейским, польским
Еще совсем недавно в Грабово жило около 30 еврейских семей. Это были, в основном, хлеборобы и ремесленники. Было здесь и свое производство - известковый завод. В забоях и шахтах также трудились евреи.

Еврейское присутствие в Кодыме сегодня исчезло. Моих земляков можно встретить в Америке и Израиле, Австралии и Аргентине... Уже некому ухаживать за могилами. А у местных властей, вполне естественно, своих забот хватает. Что же делать? Мне показалось, что С. В. Огинский с пониманием отнесся к этой проблеме, обещал огородить кладбище, присмотреть за другими памятными местами. Мы сошлись на том, что историю нельзя делить на 'нашу' и 'вашу'. Это общая забота. И нужно это живым. Ибо забывать прошлое, пренебрегать памятью тех, кто творил историю, значит обречь себя на повторение прошлых ошибок. И преступлений. Каких?

Вот теперь мы вплотную подошли к юбилейной книге, которая так и называется - '250.Кодима'. Надо отдать должное автору: она нашла немало интересного из истории нашего края. Здесь есть имена партизан и подпольщиков, героев минувшей войны, знатных людей труда. Среди них и директор моей украинской школы N? 1,а впоследствии генерал армии, первый заместитель председателя КГБ СССР С. Цвигун; народный артист СССР В. Лановой; председатель колхоза В. Белоконь; академик Е. Столица и многие другие. К сожалению, Наталья Боровая забыла упомянуть (а может, и не знала) лауреата Государственной премии СССР Бориса Файнгерша, по уникальному проекту которого проложена отопительная система Санкт-Петербурга по дну Невы. Упоминаю о Борисе, ушедшем из жизни в расцвете лет, не только потому, что это мой брат. Это был поистине честный, порядочный и уважаемый человек. И специалист высочайшего класса...
Специальная глава книги посвящена Кодымскому Бабьему Яру, где были расстреляны и заживо похоронены сотни евреев. Автор упомянула и трагедию семьи Льва Фиха, о подвиге Юзика Слепого, первым принявшего смерть, но не сдавшегося. Только автор умолчала о том, кто же творил зверства. Немцам и румынам помогали и свои, доморощенные каратели. Очень удобно было в этой части упрекнуть немку Эмму, которая до войны работала в Кодыме и выдавала многих. Очень удобно было спрятаться под общими фразами - 'нелюди', 'мiсцевi полiцаi' и др. Очень уж много было местных полицаев, перед зверствами которых нередко пасовали фашисты.
Автору книги следовало бы встретиться с Аркадием Дувидзоном, который выступал свидетелем обвинения на выездном заседании военного трибунала 3-го Украинского фронта. Она бы узнала, как в Кодымском Яру погибла вся его семья, а также о том, что по приговору трибунала были повешены бывший старший следователь paйпрокуратуры Щербина, бывший секретарь сельсовета Романенко, а бывший председатель колхоза Луцик был осужден на 25 лет. К сожалению, это был единственный случай, когда сработало правосудие по кодымским фашистским прихвостням.
Автору следовало встретиться с Аркадием Шухатом, бывшим узником гетто, у которого погибли 19 (девятнадцать!) родственников. Она бы узнала о том, что жители села Грабово, под Кодымой, хлебом-солью и коврами встретили фашистов.
----------------------------------------------------------------------------------
Петр Ефимов, Спрингфилд, Массачусетс. 18 Ноября 2004


Непров?нц?йна пров?нц?я КОДИМА: М?Ж МИНУВШИНОЮ ? В?ЧН?СТЮ

27 вересня чергову, вже 251-шу, р?чницю в?д дня свого заснування в?дзначило одне з найромантичн?ших м?ст Одещини ? всього Под?лля - Кодима. Серед почесних гостей, як? взяли участь у святкуванн? Дня м?ста, був ? в?домий письменник, спец?альний кореспондент 'Одеських в?стей' Богдан СУШИНСЬКИЙ, який ? д?литься сьогодн? враженнями в?д ц??? под??.

Кодима... ? щось ута?мничене ? незбагненне у назв? цього м?ста, в його походженн? ? призначенн?, у сам?й м?сцин?, обран?й ?? засновниками м?ж под?льськими пагорбами ? р?чковим пониззям тихоплинно? Кодими, м?ж ажуровим мереживом л?с?в ? степовим безмежжям, на прадавн?й меж? етн?чно? святин? Под?лля ? буремним св?том Степово? Укра?ни.

Як ? кожне поважаюче себе м?стечко, воно породило десятки вс?ляких легенд щодо свого походження. ? хоча жодну з них не можна сприймати як остаточно задокументовану ?стину, але в кожн?й ?з них - часточка т??? житт?во? правди, без яко? витворена ?сториками та всюдисутн?ми кра?знавцями ?стор?я м?ста залишалася б безликою ? беззм?стовною. Дн? м?ст, а особливо ?х юв?ле?, для того й ?снують, щоб можна було хоч на якусь днину зупинити круговерть буденност?, озирнутися на д?яння наших предк?в, замислитися над тим, хто ? чому саме, з яких помисл?в виходячи, засновував наше м?сто, розбудовував ? в?дстоював його, творив красу його вулиць та дбав про мистецький дух ? ремесла. Саме на ц?й хвил? ? з'явився ошатно виданий колективний зб?рничок 'Кодим?-250', скомпонований м?сцевим кра?знавцем, вчителькою ?стор?? Кодимсько? школи ? 1 Над??ю Боровою, до якого ув?йшли ? нариси само? упорядниц?, й нариси, спогади, поетичн? твори та напутн? слова ?нших автор?в.

Одначе про сам цей зб?рничок ми поговоримо ?ншим разом, а поки що, не покладаючись н? на як? пошуки кра?знавц?в, я вдаюся до одного з давн?х ? над?йних першоджерел - виданих ще 1901 року в Кам'янц?-Под?льському 'Трудов Подольскаго епархиального историко-статистическаго комитета', у випуску дев'ятому яких, звертаючись до далекого минулого м?ста, чита?мо: 'Местечко Кодыма расположено на возвышенной равнине, при истоке реки того же имени... Так как м. Кодыма расположено на возвышенности, обильно садами и в нем нет болотных и гнилых вод, поэтому местность эта благоприятна для здоровья населения. Почва черноземная, но есть места глинистые и песчаные. Местность, занимаемая ныне местечком Кодымою, до 1754 г. была хутором, принадлежащим церкви села Писаревки Балтского уезда. В этом именно году князь Иосиф Любомирский, как об этом говорит эрекция, данная церкви села Писаревка, дал распоряжение, чтобы хутор, принадлежащий тогда сей церкви, перенесен был в другое место, а на его месте устроено было поселение, названное Кодымой от названия речки, получающей здесь начало.

Слово 'кодыма', как говорят, - турецкое, значит 'мочар'. Так названа речка, служащая теперь границею между Подольской и Херсонской губерниями, потому что она образует частые болотистые озера, пруды. В 1820 году в м. Кодыма было 320 крестьян, принадлежавших Петру Хоментовскому. К 1 января 1898 года числилось прихожан 2091, в том числе мужчин 1054. Все они по народности малороссы (тобто укра?нц? - Б.С.), занимаются преимущественно земледелием; второе по значению занятие - это торговля съестными припасами, в особенности свинным салом и мясом, чему способствует бывающая по четвергам в местечке ярмарка и удобство сообщения с Одессой...'

Коли в листопад? 1979 року Кодима набула статусу м?ста, кодимчани сприйняли цей акт не як формальн?сть, а як стимул до реального перетворення - вже не лише за к?льк?стю населення (а це завжди було визначальним чинником при наданн? статусу м?ста), а й за суттю. Передус?м влада м?ста вдалася до того, до чого, як правило, в наших селищах н? влада, н? арх?тектори не вдаються - до формування справжнього, функц?онально, арх?тектурно, по-д?ловому та психолог?чно витвореного центру м?ста. Розширю?ться ? вкрива?ться бетоном центральна вулиця м?ста, в?дновлю?ться районний Будинок культури, з'явля?ться к?нотеатр 'Мир'; центр м?ста з'?днано з? слоб?дкою, розташованою по той б?к зал?зниц?; набувають виробничих потужностей, заводи продтовар?в та консервний завод; з'являються нов? навчальн? заклади.

Виступаючи на урочистому м?тингу з нагоди Дня м?ста, заступник голови обласно? державно? адм?н?страц?? ?ван Михайлович Чорбаджи особливо в?дзначив, що, за п?дсумками жнив нин?шнього року, Кодимський район на першому м?сц? серед район?в област? по врожайност?, але при цьому ц?лком справедливо зауважив, що районна адм?н?страц?я, очолювана Володимиром ?вановичем Погор?лим; райрада (голова - ?ван ?лар?онович Тростянецький), як ? мер?я м?ста (виконувачка обов'язк?в мера Любов Семен?вна Сопова) однаково мудро та дбайливо господарюють ? в пол? та на економ?чн?й нив?, ? в ?хн?й сп?льн?й господ? - справд? чудовому м?стечку Кодим?.

За останн? два роки в м?ст? з'явився арх?тектурно вишуканий Центр зайнятост?, здано в експлуатац?ю 20-квартирний житловий будинок, з'явилося 14 нових магазин?в та кафе, готу?ться до в?дкриття ?сторико-кра?знавчий музей, п?д який реставру?ться старовинний пам'ятник арх?тектури; провадиться ремонт та реконструкц?я центральних вулиць, справила новос?лля районна дитяча б?бл?отека, створено мережу парк?в, алей ? газон?в, як? значно озеленили урбан?стичний центр ?, звичайно ж, прикрасили його. У таких величезних пол?сах, як Одеса, деяк? кодимськ? надбання залишилися б непом?ченими, але в невеличкому м?стечку з дев'ятитисячним населенням поява кожно? ново? буд?вл?, кожного соц?ально спрямованого об'?кта - справжня под?я.

Будь-який юв?лей, а тим паче - юв?лей м?ста - це, передус?м, нагода запросити на гостину сво?х сус?д?в, под?литися з ними досв?дом, обговорити сп?льн? проблеми та налагодити д?лов? ? творч? вза?мини. А ще - подарувати жителям м?ста справжн? свято. Так от, з ц??? точки зору, кер?вництво Кодимського району розпорядилося сво?м Днем м?ста з ус?м можливим практицизмом та передбачлив?стю. Саме тому серед запрошених гостей ми бачили кер?вник?в ? Рибницького району Молдови, ? п?щанських та чечельницьких райрад та райдержадм?н?страц?й з сус?дньо? В?нничини; ? кер?вник?в сус?дн?х район?в Одещини.

Саме ж святкування було влаштоване так, що кодимцям було де ? людей подивитися, ? себе показати. Саме цьому сприяла виставка роб?т народних ум?льц?в, якими Кодимський район завжди славився на все П?вденне Под?лля, рег?ональний поетичний фестиваль 'Молод? в?трила', на якому демонстрували сво? таланти поети з Кодимського, Балтського та Котовського району ? до орган?зац?? якого доклала чимало зусиль м?сцева поетеса, член Нац?онально? Сп?лки письменник?в Укра?ни Наталя Палашевська, а ще - паради вокально-?нструментальних ансамбл?в та духових оркестр?в району, дитяча програма 'Косм?чне шоу'. ?, ясна р?ч, надовго запам'ятаються кодимцям театрал?зований концерт 'Кодими в?ть калинова' за участю народного артис-та Укра?ни, ведучого програми 'Джетльмен-шоу' Олега Школьника та виступи одеського музичного гурту 'Д?алог', а ще - народн? гуляння - з фе?рверками, атракц?онами та дискотеками, й одразу к?лька футбольних турн?р?в молод? ? спортивних ветеран?в.

Под?лля належить до тих ?сторико-етнограф?чних рег?он?в, як? од в?ку в?чного буди центрами формування укра?нсько? мови, укра?нсько? культури, народних ремесел ?... самого народу. ? День м?ста в Кодим? красномовно засв?дчив, що кодимц? не т?льки шанують традиц?? свого краю, але й талановито примножують та збагачують ?х.
------------------------------------------------------
.::: 11.10.2005
 

Новый адрес сайта http://odesskiy.com

Рейтинг@Mail.ru