Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
КАТАЕВ ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ - ИЗВЕСТНЫЙ СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ

 
Валентин Петрович Катаев - известный во всём мире писатель.
Но это сухие, общие слова. Одесситам он особенно дорог.
Кто ещё мог с такой искренней любовью описать наш город, как Валентин Петрович в повести 'Белеет парус одинокий'? Без кого не было бы не только всеми любимых книг, но и даже образа Остапа Бендера, без которого и Одесса - не Одесса?

Внучку Валентина Катаева зовут Тиной. Эта миниатюрная женщина -
зам. редактора московского журнала 'В мире науки', известный журналист.


Ловить бандитов проще, чем писать

- Согласно мемуарам Валентина Петровича, именно он подал идею '12 стульев'. Это действительно так?

- Да. Ситуация складывалась таким образом. Евгений Катаев приехал из Одессы в Москву к старшему брату. И решил показать какой он самостоятельный - устроился работать в уголовный розыск. У дедушки была главная задача - придумать всё, что угодно только чтобы он оттуда добровольно ушёл. Во-первых, опасно для жизни, во-вторых, Евгений был очень молод и эмоционален. Дедушка начал предлагать ему писать. Говорит: 'Ну что, неужели тебе проще ловить бандитов, чем написать?'. Сначала Катаев-младший сочинял для 'Гудка' фельетоны. Позже он познакомился с Ильфом, они пришли к дедушке. (Чтобы не было двух писателей Катаевых они решили, что у младшего брата - вроде как не дорос до старшего - будет псевдоним, и взяли в честь отца - Петров.) Вместе обсуждали, что бы им такое написать. И дед говорит: 'Ребята, я у вас мэтр, а вы можно сказать подсобные рабочие, я вам сейчас расскажу тему, дам идею, вы мне всё напишете, а я рукой мастера пройдусь. Гениальная идея есть у Дюма. Допустим, существует некий клад, ценность или что-то, что спрятано в каком-то количестве предметов. Вот давайте на эту тему напишите мне. Потом посмотрю'. Катаев об этом забыл, а они взяли и написали 'Двенадцать стульев'. И когда принесли роман, чтоб он прошёлся по нему рукой мастера - сказал: 'Ребята, ну я-то вам зачем нужен? Вы всё сделали замечательно'.

Так что идея на самом деле была его. Дед сумел соединить двух людей, у которых был взаимодополняемый дар.

Более того - он сказал: 'Всё. Я свою фамилию снимаю, рукой мастера не прохожусь, с вас только за то, что идею подал - золотой портсигар!' Ну, они расстроились - дороговато будет, но подарили ему портсигар. Золотой, но маленький, женский.

- Значит, это именно Валентин Петрович познакомил Ильфа и Петрова?

- Это была определённая литературная среда, где все между собой были знакомы. Естественно, когда Петров приехал в Москву, дедушка познакомил его со всеми, кого знал, но уже дальше он знакомился сам.

Игра в ушки и 'Собрание сочинений'

- А Валентин Петрович рассказывал вам что-нибудь о детстве, проведённом в Одессе?

- У дедушки воспоминания о детстве это, собственно, 'Белеет парус одинокий' и 'Волны чёрного моря'. Это всё, естественно, художественный вымысел, но это очень чётко основано на детских воспоминаниях.

- И хижина рыбака, и..?

- Да. Выдуманные персонажи имели реальную основу.

Образы собирательные, но люди подобные были. Более того, по этому произведению можно изучать историю Одессы того времени. Допустим, историю костюма. Или, например, игра в ушки - абсолютно чёткая примета того времени. Даже описание пуговицы совпадает один в один.

- Ваш дедушка был знаком с Буниным?

- Литературная карьера Катаева началась с того, что в семь лет он завёл стопку тетрадей и написал на ней 'Собрание сочинений'.

В шестнадцать лет - пришёл к Бунину.

Бунин был величайшим писателем того времени, признанным, но он славился своим сложным характером и плохо принимал молодых авторов. Дедушка принёс ему тетрадку со стихами, оставил. А когда пришёл узнать результат, Бунин его принял. В принципе, Катаев на это не рассчитывал. Так началось их творческое общение. Когда дедушка уже был состоявшимся писателем, Бунин иммигрировал. Он жил в Париже, писал 'Темные аллеи' и они не общались, потому что было советское время, и это просто было опасно для судьбы дедушки. Бунин очень за него переживал, боялся передавать письма, и когда в Париж приезжали делегации советских писателей, говорил 'Не-не-не-не-не, ничего не хочу знать'. Позже дедушка с бабушкой были во Франции, они навестили жену Бунина. Это было через несколько лет после его смерти. Его жена встретила их с меренгами. Она помнила, что когда в шестнадцать лет дедушка пришёл к ним в гости, он сказал, что это самые любимые его пирожные.

Мой гроб ударится о перила лестницы

- А каковы впечатления Катаева о Булгакове?

-На протяжении жизни менялись отношения. Но Булгаков был для него близким человеком. Дедушка в старости вспоминал, насколько Булгаков был и чутким, гениальным художником, потому что он сказал 'Когда я умру, когда меня будут выносить из дома, мой гроб ударится там-то о перила лестницы'. Помимо каких-то человеческих вещей очень сильны были духовные связи.

70 процентов шестидесятников

Я считаю, что в наше время и в нашей литературе этого нет.

Может быть, какой-то всплеск был у шестидесятников, но в принципе сейчас у нас наступило в этом плане безвременье. Должна как-то иначе сформироваться наша жизнь, чтобы произошёл новый всплеск. Должна пена осесть.

- Что касается шестидесятников - Валентин Петрович ведь был редактором журнала 'Юность' и он первым начал публиковать их? Евтушенко, Ахмадулину и всех остальных?

- Да, он шесть лет был главным редактором журнала (с 1955 до 1961) и его главной задачей было найти молодых талантливых писателей. Он вытащил Аксёнова - Василия Аксёнова и Анатолия Гладилина, которых просто обожал. Он нашёл Вознесенского, Евтушенко, Беллу Ахмадулину и других.

- Рождественского тоже?

- Рождественский был и сам известен, но, тем не менее, да. В принципе процентов 70 шестидесятников - это дед вынул. И у него была совершенно потрясающая помощница, соратница -Мария Лазаревна Озерова. Она и сейчас жива. Они вдвоём боролись. И произошла такая ситуация - ему начали закручивать гайки. Начали говорить 'А вот этого не надо печатать', определённое давление. Он ушёл с поста главного редактора по собственному желанию. В полной ярости был Хрущёв, он сказал 'у меня никто из главных редакторов не имеет права подать заявление по собственному желанию'. Травить его особо не могли, слишком известен, но о его произведениях перестали упоминать в прессе. Он красиво ушёл, сказал, что хочет заниматься только творчеством. Никого не подвёл, но тем не менее это вызвало ярость. А ушёл на самом деле из-за того, что уже не мог делать то, что считал нужным.

Маяковский и насморк

Очень хорошие отношения были с Есениным. Это и молодость, и атмосфера неотделимости жизни от искусства, один круг, единый порыв.

Он был и в очень близких отношениях с Маяковским. Перед перестройкой ходили разные версии смерти Маяковского. Кто-то говорил, что это ЧК спровоцировало его убийство, и его возлюбленная:

- Лиля Брик?

- Нет, не Лиля Брик, а вторая. Полонская. Говорили, что она могла его застрелить. Дедушка видел его за день до смерти, вернее вечером. Он рассказывал, что у Маяковского был насморк и омерзительное настроение. Вот так бывает, когда не хватает последней капли. Он говорил, что Маяковский несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. Причём вставлял один патрон, и оставлял записки.

Единственный русский писатель

- Валентин Петрович был членом-корреспондентом Гонкуровской Академии, как это было возможно в те времена?

- Какие бы ни были времена, какой бы ни была закрытой страна, всё равно существуют международные литературные академии, сообщества. И так как всё равно произведения человека печатаются, то по определённым произведениям его избирают почётным членов. В академии Гонкур на тот момент Катаев был единственным русским писателем. Очень часто к нам домой приезжали Лано, Базен и всех их принимали.

- Принимать-принимали, а Катаева выпускали за границу?

- Да, деда выпускали, потому что какая бы ни была реальная диктатура в стране, для того чтобы существовать в международном сообществе у неё существует несколько позиций, особенно связанных с культурой и наукой. Вроде как мы всё-таки близки к нормальному человеческому сообществу и открыты. Поэтому у ряда советских писателей всегда была возможность выезжать.

Для того, чтобы вывезти группу писателей, о которых никто не знает в мире, нужна была одна фамилия, которую знали все. Брали дедушку и брали ещё десять никому не известных писателей.

'Не обязательно быть знакомым, чтобы любить кого-то'


- К фильму 'Цирк' Катаев тоже имел отношение:

- Он с братом писал сценарий фильма. Но когда вышел фильм, туда вставили слишком много всяких просоветских вещей, и они сняли свои фамилии. Хотя 'Цирк' на мой взгляд фильм очень хороший. Я представляю, до какой степени он мог бы быть хорош, если бы они:

- Ничего не исправляли?

- Да.

- А как Валентин Петрович относился к тому, что мадам Стороженко сыграла Раневская?

- Раневскую он обожал.

- Они были знакомы, да?

- Необязательно быть знакомым, чтобы любить кого-то. Для него это была актриса высочайшего уровня.

Вани Солнцева никогда не было

- А где Валентин Петрович жил в Одессе в детстве, в каком районе?

- Куликово поле. Не там, где переулок названный в его честь. С другой стороны. Сейчас этого дома уже нет. Поэтому можно только ориентировочно сказать где это было. В принципе Катаевы в Одессе жили в трёх домах и всегда на съемных квартирах.

На Куликовом поле - это была первая квартира, где он жил ещё совсем маленьким. Что и было описано в 'Белеет парус одинокий'.

- Валентин Петрович работал во время Великой Отечественной военным корреспондентом 'Красной Звезды'?

- В Совинформбюро. Это было главное, а публикации могли идти и в 'Правду', и в 'Красную звезду'.

- 'Сын полка' - это в какой-то мере результат работы на фронте?

- Да, и 'Виадук'. Но с 'Сыном полка' связано самое распространенное заблуждение. Вани Солнцева никогда не было. Это собирательный образ. Дедушка видел таких сынов полка минимум десять-двадцать человек. Он собрал Ваню Солнцева из образа всех этих детей. И благодаря тому, что 'Сын полка' стал популярен, началось движение 'сынов полка'. То есть хотя Вани Солнцева не было, каждый из этих людей думал, что речь о нем. Для Катаева это было очень важно. То, что каждый должен быть признан, если кто-то из них ещё остался в живых - к ним надо относиться как к героям.

Забавный случай произошёл с моей подругой. В классе в пятом-шестом мы проходили 'Сына полка' и ей дали задание - написать, о чём думал писатель Катаев, что он хотел вложить в образ Вани. Естественно, живя через две дачи от нас она пришла к дедушке и попросила рассказать чего же он имел-то ввиду. Он рассказал. Ей поставили тройку с минусом за сочинение - они с Катаевым оказались неправы. И это очень частое заблуждение, связанное с известными литературными произведениями.

Очень часто говорят, что дедушка получал сталинские премии, был отмечен многими госнаградами - это неправда. Не смотря на то, что его имя использовали -для международных дел, он был отмечен только один раз, за 'Сына полка' сталинской премией, но - второй степени.

Сircle in the round

- Зато 'Растратчики' стали бестселлером в США.

- Где-то в двадцатых годах пьеса шла на Бродвее. 'Растратчики' и 'Квадратура круга', две вещи там шли. Когда мы были в Америке, американцы нам показали театр который называется 'Circle in the round'. Они сказали, что это в честь 'Квадратуры круга', которую здесь ставили. Так был назван театр, он до сих пор существует.

Собственно с 'Квадратурой круга' и 'Растратчиками' связана очень забавная вещь. Катаеву заплатили обалденный по тем временам гонорар - двадцать долларов за право использовать произведение в течении всей остальной жизни дедушки. У него там шли и другие спектакли, а Петров ездил в Америку ( в результате чего появилась 'Многоэтажная Америка') и каким-то образом получил дедушкины гонорары. И к моменту рождения моей мамы из Америки доставили в Москву форд цвета Blue Washington. Бабушка с моей новорожденной мамой стояла у окна, а ей подогнали эту роскошную машину.

- В 1965 году был написан рассказ 'Дорогой, милый дедушка' - это о вас?

- Не совсем обо мне, но опять таки у него нет вещей, которые написаны точно о ком-то или точно на основании чего-то. Но подвигла его на самом деле я. Мы смотрели 'Евгений Онегин', я терпеть не могла оперы и периодически комментировала всё происходящее на сцене. На основе моих комментариев у него родилось произведение.

- А Катаев не хотел вернуться жить в Одессу?

- Хотел. Но очень переживал по поводу того, что в Одессе всё равно никогда не будет горячей воды:
********************************************************

Валерия БУРЛАКОВА, Одесса

 

Новый адрес сайта http://odesskiy.com

Рейтинг@Mail.ru