Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
УТЁСОВ ЛЕОНИД ОСИПОВИЧ - ЛЕГЕНДА ОДЕССЫ
 
.
'Голос тот же: как не было, так и нет!'

Так, достаточно самокритично, о своем голосе говорил Леонид Утесов. Но тут же добавлял: 'Я пою не голосом - я пою 'сердцем!'

И действительно, стоит только услышать мягкий и задушевный голос Утесова, его характерные вздохи, напоминающие шелест голышей на старых одесских пляжах, неповторимые утесовские интонации и паузы - сразу с ним соглашаешься. Это не тенор, как определяли музыковеды его голосовые данные, это - удивительный голос артиста, узнаваемый с первого звука. Леонид Утесов, прежде всего, был артистом и начинал свою карьеру как артист. Но не петь он не мог:

- 'Что же удивляться, что я люблю музыку, ведь я родился не где-нибудь,
я родился в Одессе. И на то, что она - лучший город в мире, ваших возражений не слышал'.

В 26 лет театральный актер Леонид Утесов уезжает из Одессы, играет на подмостках разных театров и становится знаменитым, создав свой 'Теаджаз'. Но все также любит свой родной город и трепетно признается в этих чувствах на страницах своих книг, и, конечно же, в песнях. Известность приходит к Утесову, прежде всего, благодаря песням, которые он исполнял.

И не последнее место в его репертуаре занимали песни об Одессе.
Были среди них всем известные : 'С одесского кичмана', 'У Черного моря', и, конечно же, 'Одессит Мишка'. 'Мы гордились Ленинградом, гордились Москвой и оплакивали Одессу. Город, сраженный в неравной борьбе.
Поэт Владимир Дыховичный написал в 1942 году песню 'Мишка-одессит', композитор Михаил Воловац написал к ней музыку, а я, взволнованный событиями, запел:

'Широкие лиманы, зеленые каштаны,
Качается шаланда на рейде голубом.
В красавице Одессе мальчишка голоштанный
С ребячьих лет считался
Заправским моряком...'

Но были и другие, менее популярные песни об Одессе: 'Золотые огоньки', 'Одесский порт', 'Ах, Одесса моя!', 'Растаяла Одесса за кормою', которые Леонид Утесов часто включал в свои концертные программы.

В своих книгах, а это мемуары, Утесов описывает Одессу 'прекрасной поры детства и юности'. Это 'Записки актера' (1939 г.), 'С песней по жизни' (1961 г.) и 'Спасибо, сердце' (1976 г). К первой книге 'Записки актера' предисловие написал Исаак Бабель. Там были и такие строки об Утесове: 'Пропагандирует он неутомимую и простодушную любовь к жизни, веселье, доброту, лукавство человека легкой души, охваченного жаждой веселости и познания'. Но книга вышла без предисловия, так как Бабель был арестован. И впервые оно было опубликовано в 1964 году в еженедельнике 'Литературная Россия', а затем в журнале 'Москва' с воспоминаниями Леонида Утесова под категоричным названием -
'Моя Одесса'.

В этих небольших миниатюрах о знаменитых уголках Одессы и не менее знаменитых одесситах особенно остро чувствуется 'веселье, доброта, лукавство человека легкой души' - Леонида Утесова. Он писал: 'Знаете ли вы, что такое Одесса? Нет, вы не знаете, что такое Одесса! Много есть на свете городов, но такого больше нет. Посмотрите на Одессу с моря. Рай! Посмотрите с берега! То же самое. Да что говорить! Когда одесситы хотят сказать, что кому-то хорошо живется, они говорят:
'Он живет, как Б-г в Одессе'.

Это восторженное, почти мальчишеское восхищение любимым городом вызывало еще большую гордость у одесситов, а у неодесситов - желание приобщиться к одесскому мифу: 'Ах, одесские мальчишки! Они не ходят, а бегут. Они не говорят, они поют. Их темперамент, их музыкальность, их поэтические сердца могут накормить весь мир искусством не хуже, чем 'лепетутники'1 - хлебом'.

Те, кто читал эти воспоминания Утесова, а они были изданы одесситами отдельной книжкой к 100-летию со дня его рождения, думаю, согласятся со мной, что это настоящий гимн Одессе. 'Как хотите, можете со мной делать, что угодно, а я все равно буду кричать: 'Одесса - лучший город в мире!' Вы скажете: 'Подумаешь, какой одесский Галилей нашелся!' А я все равно кричу: 'Одесса - лучший город в мире!'

Исследователь творчества Соломона Михоэлса Матвей Гейзер рассказывает: Леонид Утесов так сильно любил Одессу, что даже ревновал к ней. Так, когда театр Михоэлса, гастролируя в Одессе несколько лет подряд, завоевал популярность у одесситов, Утесов, находясь на одном из спектаклей, послал Михоэлсу записку: 'Соломон, ты покорил Париж, Вену, Берлин, Прагу. Одессу оставь мне. В случае отказа встречаемся на рапирах в субботу вечером у Дюка. Не целую. Утесов'. Ответ написал друг Михоэлса - Зускин, так как Михоэлс в это время был на сцене: 'Правоверному еврею в субботу работать не положено, тем более со шпагой. 'Суббота для человека' - сказано в Писании. Одессу, Ледя, я уступаю тебе, одесситок беру себе. Целую. Соломон'.

Со временем любовь, как все сильные чувства, видоизменяется и приобретает другое качество: из восторженного, слепого преклонения переходит в спокойное, мудрое осмысление. И в любом случае - любовь должна быть взаимной, иначе появляется обида. Как это ни грустно, но приходится признать, что Одесса не отвечала Утесову такой взаимностью, на которую он рассчитывал. Он обижался на одесситов и иногда с горечью рассказывал об этом своим знакомым.

В мемуарах Аркадия Райкина 'Вспоминая Утесова' есть фрагмент о взаимоотношениях Утесова с Одессой: '...Иду и думаю об Утесове. О том, как он любит и не любит Одессу. Конечно, Одесса для него символ, легенда, и сам он в известной степени ее символ, ее легенда. Но ведь недаром он все реже и реже сюда приезжает. Как видно, между ними сложились такого рода отношения, которые можно поддерживать только на известном расстоянии...'

А вот в воспоминаниях Леонида Марягина - коллекционера пластинок
с утесовскими песнями - приведен рассказ самого Леонида Утесова: 'Я приехал в Одессу, - говорил он, - выступил в оперном театре. Триумф полный. Довольный и расслабленный, выхожу с концерта к машине, сажусь рядом с водителем. Машина трогается. Вдруг в свете фар возникает женщина. Кричит: 'Стойте! Стойте!' Мы останавливаемся. Женщина распахивает дверь в машине с моей стороны, из темноты вытаскивает за руку маленького золотушного мальчика и, показывая на меня, говорит: 'Сюня, смотри - это Утесов, когда ты вырастешь - он уже умрет'. Я захлопнул дверь и никогда больше не ездил в Одессу!'

Кинодраматург Лев Аркадьев рассказывал о торжественном вечере, посвященном 20-летию освобождения Одессы от фашистских захватчиков: 'Все в городе знали, что в театре будет Утесов, и попасть туда в тот вечер было трудней, чем за всю его полуторастолетнюю историю. От адмирала И.И. Азарова, одного из героев обороны Одессы, я узнал, что секретарь обкома не хочет давать слово Леониду Осиповичу. Такой, мол, праздник, при чем тут Утесов?.. Возмущенный генерал пригрозил демонстративно покинуть зал, и партийный босс вынужден был уступить, но выступление Утесова поставили последним. Утесов не сказал ни слова, он спел песню 'Одессит Мишка'. Зал встал и устроил овацию своему знаменитому земляку...'

Можно, конечно, к каждому из этих случаев найти свои объяснения: характер одесситов, известный своей эксцентричностью и непосредственностью, или утвержденный протокол проведения праздничного вечера, который нельзя нарушить, - да мало ли какие оправдания можно найти.
Но факт остается фактом - Леонид Утесов был обижен на Одессу.

Но, несмотря на это, в воспоминаниях, многочисленных устных рассказах, в письмах родственникам и в приветствиях городу Леонид Утесов называет Одессу - мамой. Так, в канун 50-летия установления Советской власти в Одессе он написал письмо одесситам: 'Дорогие земляки! 50 лет тому назад я был свидетелем рождения Советской Одессы. Ах, какое это было чудесное время.
Я был молод, Одесса была стара.
Теперь я старею, а Одесса молодеет.
Но чувства мои к тебе, Одесса, неизменны.
Я люблю тебя, мой чудо-город.
Я горжусь тобой, мой город-герой.
Я поздравляю тебя, моя Одесса-мама.
Твой сын, Леонид Утесов'.

А вот фрагмент письма племяннице Юсе Молодецкой: 'Я, конечно, послал поздравление одесситам, но они почему-то (редакция) не напечатали. Б-г с ними. У меня все хорошо. Работаю много и успешно. Сейчас закончил гастроли в Ленинграде, но 18-го января снова начинаю там же. Принимают меня в Ленинграде так, как в Одессе никогда не принимали. Сорок концертов в огромных помещениях, и достать билет невозможно. Никто столько не кричит об Одессе, как я, и никому она не причиняет столько огорчений, как мне. Ну, Б-г с ней. Бывают мамы, которые плохо относятся к своим детям. Одесса - мама, и я ее прощаю.

P.S. Об отношении ко мне в Ленинграде можете судить по ленинградской газете. Разве в Одессе напечатали бы?'

Возможно, Леонид Утесов слишком болезненно относился к некоторым проявлениям характера его родного города, характера, от которого он со временем отвык. А возможно, и нет. Да, он редко приезжал в Одессу, но зато - как писал о ней! 'Мать любят за то, что она мать. Город - за то, что в нем прошла прекрасная пора детства и юности. Если бы Одесса была не самым лучшим городом в мире, разве я не любил бы ее? Конечно, любил. Может быть, немножечко меньше, но любил. А так как она все-таки самый лучший город и т.д., то сами понимаете...'

Принято считать, что основной заслугой Леонида Утесова в отечественной культуре является создание советского джаза. Может быть, это и так. Но для меня, для одесситки, главное в Утесове состоит в том, что он своим творчеством всегда восхвалял наш родной город, гордился нашей любимой Одессой и тем, что он - одессит. И сегодня нам, одесситам, уже не стыдно перед памятью Леонида Осиповича Утесова, так как память эта увековечена в Городском саду. И самое главное то, что памятник Леониду Утесову озвучен его голосом. Голосом, к которому он сам относился достаточно критически.

______________________________________________________
Лилия Мельниченко





. .Его голос помнят люди трех поколений. Он дал путевку в жизнь таким прекрасным песням, как "Полюшко-поле", "Партизан Железняк", "Тачанка", "Каховка", "Гренада", "Два друга", "Казачья". Его "Одессита Мишку" и сегодня нельзя слушать без волнения, а сцены из фильма "Веселые ребята" с участием его джаза - бессмертны. Пластинки и магнитофонные ленты с записями исполнявшихся им песен бережно хранятся во многих семейных "музыкальных фондах".

....................................

Ему писали письма не только как исполнителю популярных песен, но и как другу, и даже родному человеку. Майор И. Сальмонт пишет любимому артисту с фронта: "Но как приятно отдохнуть от пуль, снарядов, грязи, ветра в землянке той, где есть со мной мой патефон и голос ваш родной...". Крестьянка из Курганской области просит у него деньги в долг для покупки коровы. 27 марта 1945 года музыканты из джаза Макса Южного сообщают ему из Башкирии, что по пути в Уфу у них украли шестнадцать пар штанов, и они просят помощи, так как сидят без работы. (И он помог!) А солдат С. Суслов написал на конверте 23 марта 1945 года: "Народному артисту СССР Леониду Утесову", хотя это звание артист получит только через двадцать лет, весной 1965 года.

Особенно любил Леонид Осипович письма от моряков. Недаром он появлялся на сцене в форме матроса Черноморского флота.

Свою популярность Леонид Утесов принимал с радостью. Если его узнавали таксисты, он расплачивался с ними сверх нормы, если же не узнавали, платил точно по счетчику.

Юмор вообще был органической частью его натуры. Анекдоты, розыгрыши, смешные афоризмы давали ему возможность распахнуться, выразить, облегчить душу. В. Маяковский использовал в "Бане" фразу Л. Утесова: "Мы должны, товарищи, беречь здоровье старейших ответственных работников, пока они молоды". Выражение артиста: "Это, товарищи, не факт, а на самом деле" - взял на вооружение поэт Илья Сельвинский. Представляя саксофониста, решившего сочинять музыку, Утесов сказал, что он "подражает Шуберту... Только у Шуберта есть гениальная "Незаконченная симфония", а у данного товарища - не начатая". Однажды в 30-е годы на сочинском пляже загорали Л. Утесов, драматург И. Прут и знаменитый тенор И. Козловский. И вдруг сообщают: артиста В. Хенкина, известного тогда мастера сатирического жанра, выступавшего в Сухуми, укусил тарантул. "Все разволновались, - рассказывал И. Прут, - только Утесов невозмутимо сказал: "Это брехня... Если бы Володьку укусил тарантул - сдох бы тарантул!". И действительно, с Хенкиным ничего страшного не произошло.

Л. Утесов (полная фамилия Л.И. Вайсбейн) был самородком, не имевшим ни среднего, ни музыкального образования. И тем не менее с детства мечтал стать знаменитым дирижером. Он родился в Одессе в 1895 году. Его университетами стали выступления с 17 лет на профессиональной сцене российской провинции, работа в театрах Ленинграда и Москвы. В двадцатые годы он с успехом читал с эстрады И. Бабеля, М. Зощенко. В 1933 году на Всесоюзном конкурсе чтецов Леонид Осипович получил премию вместе с такими мастерами художественного слова, как Д. Журавлев, В. Качалов, В. Хенкин. Но что ему особенно удалось в жизни - "влить песню в миллионы человеческих сердец". Именно благодаря Леониду Осиповичу в нашей стране возник блистательный песенный репертуар, ставший частью духовной жизни советских людей 30-50-х годов. Ему были необходимы сцена, заполненный до отказа зрительный зал, где, "коль голоса не хватало", он мог "петь сердцем своим". И весьма холодно относился к необходимости выступать перед радиомикрофоном. "Это мертвое дело", - говорил он.

Кто видел и помнит фильм "Веселые ребята", никогда не забудет озорные, веселые сцены с участием джаз-оркестра под управлением Л.И. Утесова. Известно, что джаз - одна из форм музыкальной культуры американских негров. Леонид Осипович создал первый в России и СССР театрализованный джаз, который не ориентировался только на американскую джазовую музыку. Его джаз-оркестр был одновременно и прекрасным игровым, актерским коллективом, театрализовал песню. Однажды артиста познакомили с американским бизнесменом, тоже бывшим одесситом, Альфредом Шлезингером. Товарищ Утесова намекнул американцу, что, мол, неплохо бы Утесова пригласить в CШA. Тот ответил: "Леня - блестящий эстрадный актер, но я не уверен в его успехе у нашей публики. Его джаз - это русский джаз".

На фронтах Великой Отечественной войны джаз-оркестр Утесова дал 500 концертов. На средства джаз-оркестра построили три самолета, и с разрешения Сталина они были названы "Веселые ребята".

У многих сохраняется представление об Утесове как о неугомонном весельчаке, любителе розыгрышей, лукавом одессите, легко шедшем "с песней по жизни". Да, Утесов был удивительно жизнелюбив, общителен, доброжелателен. Но порой веселье переходило в грусть и даже в некоторую замкнутость. Тому были свои причины.

Остро пережил Леонид Осипович, что все лавры за фильм "Веселые ребята" достались режиссеру Александрову и актрисе Любови Орловой, ему же милостиво вручили... фотоаппарат. А ведь именно он нашел драматургов и композитора для постановки этой картины, забраковал плохие тексты песен, поручив переделать их В. Лебедеву-Кумачу. Он очень переживал, что Г. Александров убрал из фильма многие сцены с участием утесовского джаза и заменил их эпизодами с Л. Орловой. "Мадам съела всю мою пленку", - шутил артист. В 1958 году Г. Александров нанес eщe один удар по Утесову, выпустив новый вариант "Веселых ребят", где вместо Леонида Осиповича пел В. Трошин. Возмущение зрителей было настолько велико, что режиссер вернулся к старому варианту.

Он жил в эпоху, таившую в себе немало опасностей даже для известного, популярного в народе деятеля. Конечно, его приглашали на концерты в Кремле, а на Лубянке даже просили спеть песни "С одесского кичмана", "Мурку", "Лимончики" и т. д. Но просьбы просьбами, а Леонид Осипович понимал, что в таких кругах осторожность не может быть лишней.

Об одном из своих выступлений в Георгиевском зале Кремля на приеме в честь беспосадочного полета советских летчиков из Москвы в Америку через Северный полюс Утесов рассказывал так: "Ко мне в артистической комнате подошел подтянутый военный с ромбами в красных петлицах и почти по-командирски сказал: "Baс просят исполнить "С одесского кичмана". Уверенный, что НКВД проверяет мою благонадежность, я твердо сказал: "Это запрещено". Ответ военного прозвучал как приказ: "Вас просит товарищ Сталин". Я спел эту песню, потом повторил на бис. Люди, сидевшие за столиками с винами и закусками, были довольны. Немного похлопали мне Сталин и члены Политбюро. Позже я узнал, что Сталин просто откликнулся на просьбу летчиков".

На долю Леонида Осиповича Утесова выпало немало счастья. Его жена, Елена Иосифовна Голдина, которую он очень любил, создавала ему настоящий домашний уют и всегда прощала мужу его увлечения особами прекрасного пола. У него была обожаемая им дочь. Он пережил бурный роман. Его окружали замечательные друзья. Он был признан и любим народом, для которого пел и творил.

...Но жизнь неумолима. Наступила старость, которая принесла и болезни, и горькие раздумья. "Каким я был, таким я не остался", - печально говорил он. В 1962 году умерла жена. 5 декабря 1966 года ему стало плохо на концерте в ЦДСА, и вскоре он распрощался со сценой. Живя на пенсии, он писал мемyapы, зaнимался фотографией, иногда принимал друзей, очень часто слушал симфоническую музыку и особенно старые пластинки.

Он умер 9 марта 1982 года в подмосковном санатории "Архангельское". На его похороны на Новодевичьем кладбище пришли тысячи людей.

...Как-то, за два года до смерти, Утесов поставил пластинку с песней М.Табачникова "Перевал" в собственном исполнении. Речь в ней шла о пройденной жизни и о том, что наступает время спускаться с достигнутых вершин. Он слушал самого себя и плакал, повторяя слова песни: "Ничего не копили для черного дня, не ловили, не рвали из рук. Нaшa совесть чиста, милый друг".
***********************************************************************
Автор: Аркадий Бернштейн. Сайт: Журнал "Работница"




НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА Л.УТЕСОВА
-----------------------------------------------------------------
" Если режиссер , ставя сегодня спектакль или фильм о довоенной жизни нашей страны , хочет передать атмосферу , эмоциональный колорит 30-х годов , он включает в свое произведение пластинки Леонида Утесова и с помощью этого простого средства безошибочно добивается желаемого эффекта - тембр голоса , жизнерадостный ритм , оптимистическая призывность и мужественность лирики певца мгновенно переносят нас в те далекие годы .
Человек актер , певец , влившийся в шеренги энтузиастов , сам энтузиаст , - Утесов задавал тон веселого настроения , можно сказать , тон жизни . То , как он спел " Марш веселых ребят " , надолго запомнилось . Это был марш жизнеутверждения .

Каким же талантом надо было обладать , чтобы подняться на этот почетный пьедестал запевалы и оставаться на нем в течение десятилетий ?! Ведь вокруг было немало других певцов , - талантливых , популярных . Но именно Л.Утесов стал единственным .

Вероятно , кроме таланта певца надо обладать еще чем-то , какой-то колдовской властью над людьми - ее часто называют обаянием - , чтобы десятилетиями приковывать к себе внимание . И такая власть есть у Утесова . Надо обладать мастерством , и Леонид Утесов профессионально знает , как ладить песню и свой выход к зрителям , как заставить сотни людей жить в унисон . А вдохновение делает его творчество крылатым .

Но мастерство исполнителя , чтобы стать общественно значимым , должно быть наполнено духовным миром человека , его точным пониманием времени , и чувством масштабности событий . Только тогда можно говорить об артисте как о личности . " ( Дмитриев Ю. " Л.Утесов " - Искусство 1982г. )

Часто популярность , мода - начало " смерти " артиста . Моды на себя артисту , пожалуй , следует скорее бояться , чем радоваться ей . Но Утесов одолел и моду и популярность , взял над ними верх . Он стал больше , чем просто эстрадный певец ,- он стал частью жизни нескольких поколений . Его пение хотели слышать в празничных концертах по радио папанинцы , " Песня старого извозчика " служила радиомаяком для одного из авиационных полков , и голос Утесова приводил летчиков на базу после выполнения боевых задач . Ю.Гагарин ждал своего взлета под пение Утесова .

Ценили и любили Утесова не только слушатели , но и коллеги . В одном из телевизионных интервью Георга Отса спросили , кто из певцов больше всего произвел на него впечатление . Он назвал три имени : Карузо , Шаляпин , Утесов .

Полюбившие Утесова однажды любят его до сих пор верно и преданно . У него всегда было что сказать людям . Его искусство является школой человечности .

Артистизм проявился в нем рано . Подростком Утесов пел друзьям под гитару , но он вовсе не собирался стать именно певцом . Музыка была его неотъемлемой частью .

И начинал Утесов не как певец , а как артист театров миниатюр , драматического , оперетты . Его актерские способности сразу же покоряли и коллег и зрителей . Может быть , даже не столько еще способности , сколько светлая энергия его темперамента . С ранних лет в нем бурлила веселая и жадная неуемность , радость жизни . И эти качества стали самыми характерными особенностями его искусства .

" Вообще кажется , что Утесов живет в каком-то необычайно выразительном , сочном мире . А он живет в том же мире , что и все мы , только видит его ярче и эту яркость умеет передать в своих песнях . " ( Дмитриев Ю. " Л.Утесов " Искусство 1982 г. )

От природы Утесов наделен заразительным умением перевоплощаться в самых разных людей . Когда совсем юному Утесову впервые предложили принять участие в концерте профессиональных артистов , ему ничего не оставалось тут же освоить и исполнить популярную в то время сценку-пантомиму с разбитым зеркалом .

Утесов вошел в театр легко , но постепенно к ниму пришло понимание ответственности , стремление в каждом выступлении быть лучше себя предыдущего . Он не пропускал ни одной репетиции , знал все роли во всех спектаклях труппы и был готов заменить любого актера . Выразительных средств всегда хватало : восприимчивой душой впитывал Утесов бесконечные впечатления жизни , и они оседали в нем . Отдавал их Утесов так же естественно и легко , как и вбирал . Отдавал всем - и собеседнику ,и зрителю . Рассказывая о какой-либо встрече , он непременно воспроизводил и голос и акцент своего собеседника , будь то поляк , казах , китаец или грузин . И собеседник не только видел этого человека , но и чувствовал его характер , круг его интересов , понимал , как сам Утесов относится к предмету пародии ! Поэтому любая беседа с Леонидом Утесовым - словно посещение театра одного актера .

Такое умение мгновенно перевоплощаться на эстраде - важное и редкое качество . Часто без всяких париков и гримов Утесов показывал зрителям десятки непохожих характеров .

Однажды был в его жизни вечер , на первый взгляд , совершенно фантастический . Тем , кто же присутствовал на нем , трудно поверить в его реальность . Даже хорошо знавшие Утесова отнеслись с недоверием к афише ленинградского " Палас - театра " сообщавшей , что артист предстанет во всех мыслимых театральных жанрах : как певец - эстрадный , опереточный , камерный ; как танцор - балетный и эксцентрический ; как дирижер - оркестровый и хоровой ; как скрипач и как гитарист ; как рассказчик и куплетист ; как клоун , жонглер и акробат , " на трапеции и в трагедии " . Утесов убедил всех сомневающихся . Он показал и бесчисленные свои таланты , и чувство стиля , и чувство жанра . Произведения столь различных видов театрального искусства невозможно было бы исполнить одному артисту , не обладай он подвижностью , гибкостью творческого аппарата , быстротой реакции , способностью мгновенно концентрировать мысль , чувство , ощущение в точном взгляде , интонации , позе . Все номера были исполнены не только профессионально , но и с искренним переживанием . На этом уникальном вечере Утесов продемонстрировал качества необходимые каждому артисту , а эстрадному - в десятикратном .

И здесь важно отметить , что этот вечер 1923 г. , не был единственным . Он был типичным для Утесова . Во время гражданской войны Утесов выступал в бригаде артистов , дававшей на фронте в день по нескольку концертов . И однажды , на так сказать сверхурочном ночном концерте , он один заменил всех , буквально рухнувших от усталости . Утесов повторил все номера их бригады , вспомнил все что знал сам . А знал он тогда уже много .

Однажды Н.Богословский сказал об Утесове : " Как правило , педагоги , умудренные жизненным опытом , влюблены в одну дидактическую истину : для того чтобы достигнуть вершины в области искусства , надо беспрестанно работать и совершенствовать свое мастерство . Я убежден , что эта истина непреложна . Но откуда же тогда взялся Утесов , которому , судя по тому , что он умеет делать в совершенстве , понадбилось бы лет двести для упорной работы над собой . "

Энтузиазм , напор , ощущение неиссякаемых сил ( спектакль 1923 г. шел шесть часов ) , уверенность в себе , жажда самовыражения , творческая жадность - все это , соединенное в одном человеке , сделало возможным и тот удивительный вечер в " Палас - театре " , после которого , как было написано в одной рецензии : " публика неистовствовала " , и ночной концерт , данный красноармейцам уходящим на фронт !

И хотя потом именно такие вечера не повторялись , Утесов находил возможность использовать свою творческую многогранность . В середине двадцатых годов он одновременно выступал в двух ленинградских театрах , оперетте и " Свободном " , да еще по понедельникам , когда " Свободный " не работал , играл в сборных труппах , в серьезных драматических спектаклях .

В спектаклях же " Свободного " театра Утесов исполнял обычно по нескольку ролей в вечер . В пьесе - юмореске " Ну и дельце " С.Томского он с элементами трансформации играл роли всех свидетелей : Ли - х - н Чапа , Пшебздубского , Менделевича , Фемистокла , Папандопуло , Старбекова . Надевая маски или только меняя с помощью деталей форму носа , ушей , головы , Утесов подчас же начинал соответствовать этому новому облику , соответствовать манерой , акцентом речи , глазами , голосом , осанкой , движениями рук и ног . Он делал это так интнресно , что В.Дымов смотрел выступления Утесова на каждом спектакле , который шел два раза в вечер .

Откуда только раздобывал он такое разнообразие деталей , столько интонаций , характерных черточек , что ни один персонаж Утесова не был похож на другого ?! И ведь каждый раз актер отталкивается от внутренней сути образа . Утесов однажды сказал , что если ему надо сыграть хромого старика , то он не станет копировать знакомых хромых стариков . " Я придумаю его сам " - сказал Утесов и тут же показал , как хромают старики , но показал не только их хромоту , " заодно " и характер , и настроение . По его походке можно было даже понять отчего они хромают - от увечья , болезни или возраста .

В исполнении Леонида Утесова даже самые маленькие и незаметные персонажи оперетт или рассказов становилмсь заметными и интересными, потму что он умел найти и ярко показать особенности их человеческого существаи прожитой ими жизни .

Преображение Утесова происходило в миг.Чудо роисходило рядом и было от этого еще загадочнее . А секрет - в прирожденном умении остро схватить суть человека . Утесов ярко видит и ощущает то , что каждую секунду происходит с его персонажем .

Герой комедийного спектакля " Свободного театра " " Менднель Маранц " (американского драматурга Д.Фридмана ) в воплощении Утесова был настолько живым , что зрители и критика могли решительно расходиться в оценках , но не в реакции . Утесовский Мендель Маранц изобретательромантик , сосредоточенный на своих идеях и не приспособленный к жизни , не переставал размышлять над странными , с его точки зрения , поступками жены , дочери и вообще людей . Время от времени Мендель Маранц изрекал выводы - афоризмы : " Что такое деньги ? " - горестно спрашивал он , потому что их ему всегда не хватало , и отвечал : " Болезнь , которую каждый хочет схватить , но не распространить ". " Ум для мысли , а деньги могут зарабатывать и идиоты ". Этот задерганный житейскими невзгодами чудак в исполнении Утесова умел филосовски отстраниться от суеты и выглядетр вопреки всему оптимистом .

На спектакле хохотали до слез и грустили все . Но критик , садясь писать рецензию и осознавая примитивность текста , только разводил руками и не мог понять , что же у него вызывало такой смех . А смех рождало утесовское умение показать противоречиво-комическую сложность человеческой природы . Утесов раздвигал границы произведения , извлекал скрытую в нем парадоксальность . Утесов умеет легко переходить от юмора к драме и от трагедии к юмору .

В драматических вещах он так же достоверен и искренен , как и в комедийных . Но драматизм Утесова какой-то особый , земной , бытовой даже - не декламационный . Умение чувствовать персонаж , видеть его насквозь , понимать любое движение его руки и принес Утесов на эстраду , в свои песни .

А разве песни - это не маленькие пьесы ? И каждая со своими героями , своим кругом чувств , своей атмосферой действия . Певец в течение одного вечера должен столько раз преобразиться , сколько песен он исполняет . За свою жизнь Утесов переиграл сотни персонажей , сыграл - не только спел - более семисот песен .

Петь он начал едва ли не с первых выходов на сцену . Пел в спектаклях , опереттах , выступал с очень популярными тогда куплетами . Но , как уже говорилось , песня не была для Утесова основным жанром , надо было петь по ходу действия , и он пел . По-настоящему певцом Утесов стал со времени создания им " Теа-джаза " , где соединил то , что ему дорого - музыку и театр .

Послушав зарубежные джаз-банды , Утесов решил создать свой , отличный от западных , оркестр . Позднее он вспоминал : "... неужели нельзя , думал я , повернуть этот жанр в нужном нам направлении ? В каком ? Мне было пока ясно одно : мой оркестр не должен быть похожим ни на один из существующих , хотя бы потому , что он будет синтетическим ". Он мечтал о джазе , который был бы хорошим , остроумным театром ; о музыкантах которые были бы хорошими , веселыми актерами ; о концерте , который стал бы спектаклем ; о песнях , которые знал бы весь народ .

Музыканты нашлись . Правда , поначалу они ни за что не соглашались "дурачиться" в соответствии с режиссерскими замыслами Утесова . " Чтобы я , - возмущался тромбонист , - становился на колено и голосом тромбона кому-то объяснялся в любви ? Ни за что ! Разве я для этого кончал консерваторию ? " Но - такова сила настоящего коллектива - тромбонист стал на колено . Более того , потом он превратился в одного из самых одаренных , увлеченных артистов " Теа-джаза" , где песня , танец , пантомима , декламация , эксцентрика и лирика сплавились воедино .

8 марта 1929 г. в Малом оперном театре на концерте , посвященном Международному женскому дню , впервые прозвучал " Теа- джаз" Утесова . Успех был ошеломляющий . Сам Утесов считал , что именно в тот день он " схватил бога за бороду ".

Критики уже в 30-е годы поняли , что Теа-джаз Утесова - это свеобразный музыкальный театр миниатюр , что он ближе к театральным явлениям века , нежели к " эстрадно - симфоническим оркестрам ".

Не только дирижер и музыкант , а актер и режиссер встал во главе первого советского теа-джаза .

Его программы меньше всего походили на исполнение отдельных номеров , отдельных песен , где один солирует , а остальные "сопровождают".

Его песни всегда были небольшими новеллами . Сюжеты его песен всегда становились средством раскрытия психологии героя или персонажей . Он никогда не поучает . Словам патетически - возвышенным , артист предпочитает слова простые .

У Утесова всегда была своя " драматургия " : именно поэтому спетые им песни люди помнят не по именам их авторов , а как " песни Утесова " .

Программы " Теаджаза " ставились как эстрадные спектакли , где различные жанры и номера были объединены сюжетным хором или общими героями .

Но не сразу Утесов был понят и признан . Имелось существенное обстоятельство весьма мешавшее деятельности самого Утесова и руководимого им джаза , это было время активной деятельности Российской ассоциации пролетарских музыкантов ( РАПМ ) , созданной в 1925 году , с целью объединения музыкантов вокруг задач социалистического строительства . Наверное , РАПМ и приносил что-то полезное на то время , но вместе с тем , рапмовцы нанесли музыке весьма серьезный ущерб . Прежде всего это была замкнутая организация , взявшая на себя смелость говорить от имени народа , и она решительно отвергала творчество всех композиторов , в эту организацию не входивших . Мало того , выделив из композиторовклассиков нескольких , в первую очередь Мусоргского и Бетховена , признавая , что их творчество героично народно , рапмовцы отвергли искусство многих других композиторов - классиков . Особенно от них доставалось П.И. Чайковскому , которого рапмовцы рассматривали как представителя загнивающего дворянства и упрекали за синтементальность . Лирику рапмовцы вовсе не признавали .

Утесов же был певцом - лириком . К произведениям композиторов - рапмовцев он не обращался , чем и вызывал осуждение . А тут еще и джаз , как говорили рапмовцы , типичное порождение буржуазного мира , одно из прямых доказательств его загнивания . Один из авторитетных тогда музыковедов В.Городинский , писал : " Что мы называем легкожанровой музыкой ? Это музыка бара , кафешантана , варьете , " цыганщина " , джазовая фокстротчина и т.д. , все это , что составляет некий музыкальный самогон , что является художественной формой использования музыкального звучания не для поднятия масс , а для того , чтобы душить их инициативу , затемнять их сознание ". ( Городинский В. Музыкальный фронт СССР . Музгиз . 1933 г. )

Конечно в таких условиях работать Утесову было трудно . Какие только оскарбительные слова в свой адрес он не слышал , какие только реплики о нем и об оркестре не раздавались ! Например , под рубрикой " Огонь по халтурщикам " была напечатана рецензия в связи с пребыванием Утесова и его оркестра в Харькове : " Что же представляло собой само выступление Утесова ? Кривлянье , шутовство , рассчитанное на то , чтобы благодушно повеселить " господина " публику . Все это сопровождалось ужасным шумом , раздражающим и подавляющим слух . Уходя и театра , слушатель уносил с собой чувство омерзения и брезгливости от всех этих похабных подергиваний и пошлых кабацких песен .

На это безобразие должна обратить внимание вся советская общественность . Необходимо прекратить эту халтуру . Нужно изгнать с советской эстрады таких гнусных рвачей от музыки , как Л.Утесов и К` " . ( Хоменко Ю. Утесовщина . - " За пролетарскую музыку " , 1930 г. , N 8 . )

В свою очередь Утесов , пытаясь доказать значение джаза , возможность его развития в советских условиях , перед концертами выступал с " рефератами " , утверждая , что его джаз по своей природе бодр , жизнерадостен , что он порожден эпохой индустриализации . Ну как-то надо было защищать джаз !? А главное Утесов не прекращал работы , создавал новые программы , и успех его ансамбля увеличивался .

А между тем защищать джаз было действительно трудно . В статье " Социальные истоки музыкального искусства " А.В. Луначарский утверждал , что " ... современная музыка ( прежде всего джазовая ) рубит вашу волю в котлету , что же касается подъемности джазовой музыки , то это подъемность типа наркотика , заставляющая дергаться как паяца на ниточке ". ( " Пролетарский музыкант " . 1929 г. N 4)

Однако были люди , защищавшие джаз ! Г. Ландсберг , которого не случайно знатоки называют первым по времени теоретиком джаза в нашей стране , писал : " Как не существует единого западного искусства , так нет и единого западного джаза . За годы кризиса в джазе укрепилось левое крыло , смыкающееся с радикальной интеллигенцией Европы и особенно Америки , группирующееся вокруг пианиста и дирижера Дюка Эллингтона " . ( Ландсберг Г. На путях джазовой культуры . - " Рабочий и театр " , 1929 г. N 22 )

В то же время джаз , как экзотическая новинка , начал все чаще звучать в фешенебельных ресторанах , посещаемых буржуазной публикой , и , естественно , приспосабливался к ее вкусам . Утесов естественно воспользовался этим фактом , решив доказать , что его джаз решительно отвергает принципы буржуазной культуры , что его джаз избирает собственную дорогу и служит советскому зрителю . В программе " Джаз на повороте " ( 1930 г. ) , был придуман такой ход : первое отделение называлось " Джаз на западе ", и в нем оркестр честно играл боевики " У камина " Рэя Нобла , " Штормовая погода " Гарольда Арлена , " Несколько тех дней " Шелтона Брукса . Зато второе отделение гордо именовалось " Джаз в СССР " , и тут уж оркестр , в белых брюках и темно голубых джемперах с эмблемой " ТД " , сполнял рапсодию на темы песен народов СССР Дунаевского , Джазовую сюиту Животова .

Эта программа стала действительно поворотом в судьбе Утесова . Газеты писали : " Теа-джаз - машина бодрости ... Буквально вентилируешь усталые мозги , получив порцию утесовского Теа-джаза . Учащенный ритм и темп сооответствует бурным стремительным темпом нашей жизни".

Следующей программой был " Музыкальный магазин " ( 1932 г. ). Утесов говорил так : " Лучшее , что сделал я и мой оркестр почти за полвека своего существования , - это синтетическое представление " Музыкальный магазин " . Сам Утесов исполнял в нем несколько ролей .

По поводу " Музыкального магазина " критик писал : " Еще недавно джаз Утесова это была шеренга юношей с одинаковыми галстуками и одинаковыми улыбками ... И вот музыканты на виду у всех превращаются в актеров " . ( Юзовский Ю." Утесов и Хенкин" . - " Вечерняя Москва " 1933 г. 12 янв. )

На одном из представлений " Музыкального магазина " побывал заместитель председателя Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров Б.З. Шумяцкий . Представление ему очень понравилось , и он предложил перенести " Музыкальный магазин " на экран .

Так появились " Веселые ребята ". Успех фильма создал Утесову подлинно всенародную популярность . В те годы не было эстрадного коллектива имеющего такую известность , как утесовский .

Постепенно оркестр Утесова все больше склонялся к концертной деятельности .

Некоторые программы , например " Песни моей Родины " ( 1937 ) , " Два корабля " ( 1938 ) , были составлены из народных песен и произведений советских композиторов . Переход Утесова к концертным программам не остался незамеченным , когда он выступал в парке ЦДКА , критик писал : " Музыкальный коллектив Утесова прошел трудный путь эволюции от " Теа-джаза " к " Музыкальному магазину " и затем к джаз-оркестру , с жизнерадостной , полнокровной массовой песней ." ( Лабковский Н." Утесов и его джаз" . - " Вечерняя Москва " 1937 г. , 19июля )

Именно Утесову принадлежит честь представления на профессиональной эстраде массовой песни .

Особое место в репертуаре Утесова занимают песни о любви . О любви на эстраде всегда пели и поют много и охотно . У Утесова своя " аранжировка " темы . У него всегда серьезное отношение к чувству любви , почти обожествление его .

Чаще всего Утесов поет не о безоблачном счастье , а о драматизме этого чувства . И в драматических любовных ситуациях его герои ведут всегда достойно и мужественно . Они никогда не демонстрируют своей страсти , не похваляются любовью .

У всех песен Утесова о любви есть одна общая особенность : едва ли не в каждой , даже там , где поется о любви счастливой , чувствуется тоска по идеалу , по той совершенной любви , которой никому не дано достичь , но к которой постоянно стремится душа . Может быть , это и делает их такими проникновенными . Как-то на репетиции дирижер С.Самосуд говорил оперным певцам : " все должно быть выражено голосом так , чтобы , даже когда поешь по радио , было понятно , что ты в это время делаешь ". Эти слова можно впрямую отнести к творчеству Леонида Утесова : слушаешь пластинку и видишь , о чем он поет .

Его творчество всегда отличали обаяние , юмор , он умел сразу расположить к себе аудиторию .

Утесов всегда умел подбодрить . Во время войны это особенно было нужно . Его песни помогали выживать .

Ежедневно , интенсивно шли репетиции , разучивались новые песни : " В землянке " , " Одессит Мишка " , " Темная ночь " и другие .

Утесов рассказывал , что когда он пел :


" Ты одессит , Мишка ,
А это значит, что не страшны тебе
Ни горе , ни беда .
Ведь ты моряк , Мишка ,
А моряки не плачут
И не теряют бодрость духа никогда , "
- он чувствовал , что говорил собственные слова , забывая , что он артист , и подбадривал не только Мишку , но и самого себя .

Однажды концерт проходил на перроне Ярославского вокзала для полка морской пехоты . Утесов пропел про партизана Морозко . И вдруг из теплушки выскочил " плечистый матрос , перепоясанный пулеметными лентами , с автоматом на груди и протянул Утесову руку :

- С такой песней и в бой идти не страшно " . ( ТУР П ." Леонид Утесов" . " Театр " , 1965 г. N 7 ) Утесов со своим ансамблем побывал на многих фронтах , однако выступить на всех боевых участках , обслужить всех тыловиков было невозможно , и Утесову предложили сняться в фильме " Концерт фронту " . Вместе с ним снимались : М.Царев , О.Лепешинская , Л.Русланова , К.Шульженко , И.Козловский , и другие артисты . Кстати , конферировал А.Райкин .

Пожалуй , никогда ранее Утесов не слышал такого общего одобрения своего творчества , как в годы войны .

С репертуаром у Утесова всегда было трудно , хорошая песня вещь дефицитная . Нокак раз в военные годы хороших песен появилось больше , чем в предыдущие , да и в последующие годы .

О чем бы ни пел Утесов , все исходило из его сердца , а потому и находило путь к сердцам слушателей . Вероятно , это и есть талант .

Рядом с лирикой у Утесова всегда соседствует юмор , но все равно лирически окрашенный .

В беседе с корреспондентом Утесов утверждал : " Чем больше у человека развито чувство юмора , тем для меня он человечнее ... Человек с развитым чувством юмора , это мое глубокое убеждение , не может быть деспотичным , подлым " . (" И тот , кто с шуткой" . - " Труд " , 1968 г. 4 авг. ) Сам Утесов говорит : " Когда я умру , этак лет через сто , - к сожалению , случится , - позовите к моей могиле оркестр . Если я не вскочу из гроба , значит , я действительно умер " . ( И тот , кто с шуткой .- " Труд ".1968 г. 4 авг. )

Совсем незадолго до окончания войны , режиссер Р.Симонов в статье , посвященной Утесову писал : " У Утесова редкое сочетание талантов музыканта и драматического актера , что позволяет обогащать содержание песни , делать его более глубоким . В каждой своей песне он не только исполнитель , но и автор , такой же , как композитор и поэт . Можно подчас удивляться большой эмоциональной подвижности артиста , способности его в каждой новой песне перевоплощаться , создавать образы : лирические , комические , сатирические , драматические , трагические . Вспомним хотя бы его последнюю джаз-сюиту " Салют " ( 1944 г. ) : от песен горя и гнева - до песен сатирических и победных . И хотя больше всего говорят об утесовском юморе , но иногда , слушая драматическую по теме песню в исполнении этого артиста , действительно затрудняешься сказать , какая тема ему ближе - комическая или драматическая ?

Он не только как талантливый музыкант ведет оркестр , но интерпретирует мелодию , проникается ее содержанием , умеет жестом , мимической игрой заразить своим настроением зрительный зал , помогает ему проникнуть в самую глубину содержания мелодии . Мы не видим его лица , когда он дирижирует оркестром , иполняющим " Марш Гастелло " , но как проясняет героическое звучание этого марша патетический , драматический жест Утесова - дирижера ! " ( Симонов Р." Утесов" . - " Советское искусство " , 1945 г. , 29 марта )

Успех Утесов и его оркестр имели большой , авторитет коллектива и его руководителя , установившийся во время войны , не снижался . В 1947 году Утесову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств .

Казалось , что в первые послевоенные годы положение Утесова и его оркестра было стабильным . Везде их хвалили , не хватало билетов на концерты . Утесов находился в поре творческой зрелости . Что же касается оркестра , то о нем сам руководитель через несколько лет писал так : музыканты " любили свое дело и не жалели на него сил . Я это знал и все от них требовал , требовал , и мне все казалось мало , я всегда был не доволен . Я чувствовал , что они могут лучше - и именно в силу этой любви . И после каждого концерта я придирался к малейшему их промаху и сердился на них .

А теперь , когда я слушаю пластинки тех лет , я понимаю , какие они были молодцы , какие тонкие и сложные вещи им удавались , и кляну себя , что был безжалостным " . ( Утесов Л." Спасибо , сердце !" ) Значит , и оркестр , по мнению его руководителя , отличался высокими достоинствами .

Но история повторяется . На смену РАПМа пришел ЦК ВКП(б) . Постановление ЦК ВКП(б) (1946) " О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению " призывало "...отражать в произведениях искусства прежде всего жизнь советского общества в ее непристанном движении вперед по пути к коммунизму ". И критики сразу набросились на Утесова .

Их недовольство вызывало то , что Утесов выступал с джазом . Некоторе музыковеды продолжали рассматривать джаз как одно из проявлений буржуазной культуры и в силу этого не могущее быть представленным на советской эстраде . В одной из статей М.Сокольский писал : " что может быть менее созвучным нашей музыке , нашим советским песням , богатейшему фольклору советских народов , чем ноющий , как больной зуб , или воющий саксофон , оглушительно ревущий изо всех сил тромбон , верещащие трубы или однообразно унылый стук всего семейства ударных инструментов , насильственно вколачивющих в сознание слушателя механически повторяющиеся ритмы фокстрота или румбы .

Нет! Мы решительно против искусственного соединения нашей музыки с джаз - оркестрами , а те , кто пытается втискивать ее насильственно в джаз , калечит ее , коверкает ". ( Сокольский М . " О джазе ". - " Советское искусство " 1952 г. 16 февраля )

Подобное выступление было далеко не единичным . И в результате джаз вообще похоронили .

И опять Утесов должен был доказывать очевидное , оправдываться , будучи невиновным . С известной долей раздражения он писал тогда : " Надоели поучения - какая музыка нужна советскому человеку . Нужна всякая хорошая . Советский человек жаден до искусства . Ему подай все : оперу , симфонию , песню , романс и легкую музыку . И нечего скучным людям превращать человеческие радости в " мероприятия " , навязывать народу вкусовщину мрачных чиновников , никогда не поющих , не танцующих , носящих маску глубокомыслия " . ( " Советская музыка " , 1953 г. ,N 11 )

Не прекращались споры , касающиеся театрализации оркестра . Иные считали ее вовсе ненужной . Например , литературовед и писатель В.Шкловский высоко оценив талант Утесова , сказав добрые слова об оркестре , одновременно заметил : " Леониду Утесову лучше отказаться от театрализации песни , обратить внимание на поиски песен . Эстрада должна оставаться эстрадой " . ( Шкловский В. О джазе Утесова . - " Советское искусство " , 1946 г. , 6 ноября )

Сегодня на эти споры можно посмотреть с иронией , но сколько нервов в свое время потратил на них Утесов ! Он даже написал в этой связи такие стихи :


" Леса , луга , долины и поляны .
И через это все мой поезд мчиться .
Гостиницы , вокзалы , рестораны -
И не пора ли мне остановиться ?
И не пора ли мне сказать : " довольно " ?
Я слишком долго по дорогам мчался ,
С людской несправедливостью встречался ,
И было мне обидно , тяжко , больно
Под куполом родного небосвода .
Я песни пел - пел сердцем и желаньем ,
Но почему ж любовь ко мне народа
Считается в культуре отставаньем ?
Что дураку горячий сердца пламень ?
Во мне он видит только тему спора .
И надоело мне всю жизнь держать экзамен
На звание высокое - актера . "
Но Утесов не был бы Утесовым , если бы он " остановился " . И четверостишье , в котором не без яда известный поэт - сатирик Ю.Благов констатировал :

" В его исполненьи " Веселых ребят "
Народ и сейчас вспоминает .
А новые песни едва прозвучат -
И ... след их вдали пропадает " .
Я вижу не сарказм по поводу трудностей , связанных с репертуаром Утесова , а наоборот , как бы того ни хотел автор , выделение творчества Утесова .

В период с 1945 по 1965 год Утесов работал творчески очень интенсивно . Как я понял человек он был не без юмора и с удовольствием мог прочитать о себе лестное но справедливое стихотворение :


" Он человек очаровательный
( знак восклицательный)
Кто петь еще умеет так
( вопросительный знак )
Он музыкант , певец и прочее
( многоточие )
( Масс В. , Червинский М. Утесову -
газета " Дом актера " 1947 г. , 23 марта )
Кроме исполнения песен Утесов читал стихи , в том числе и свои . Героем стихов выступал немолодой человек , испытывающий потребность оглянуться на прошлое и посмотреть в будущее .

Программы ставились по дивиртисментному признаку и прежде всего состояли из песен , исполняемых Утесовым . Причем в них все чаще звучали песни из прежнего репертуара , имеющие у слушателей особенный успех . В 1962 году Союз композиторов РСФСР провел пленум , посвященный легкой музыке , в том числе и джаз . И на этом форуме прозвучало , наконец , что джаз может и должен стать частью отечественной культуры . " Я взволнован , - говорил Утесов , - столько лет ждать и наконец дождаться . Это праздник , праздник , пришедший на нашу эстрадную улицу ." После того как в 1965 году было отпразновано семидяситилетие , Утесов продолжать выступать на эстраде . Сам он считал , что оставаться молодым - это значит уметь сохранять непосредственность , искренность при восприятии жизни . Что главное назначение искусства - " делать людей лучше . Из храма искусства мы должны выходить влюбленными в человечество , верящими в него " ( Утесов Л. Самый добрый волшебник . -

" Советская Россия " , 1965 г. , 6 июня ) Я думаю , что подтверждением итога творчества Л. Утесова может стать высказывание С.Смоляницкого : " Утесов приблизил песню ко всем и каждому из нас , напомнил живым чувством , обогатил ее интонацию и согрел той теплотой своего голоса , той мягкостью , проникновенностью , от которой щемит сердце .

В биографии нашего поколения было много разлук и дальних дорог : и кто из тех , для кого предвоенные годы были последними классами школы , или первыми курсами институтов , не вспомнит встречу , прощание , день подаренный войной , связанный иногда не прямо , ассоциативно , но все-таки связанный с песней Утесова ? Его голос стал незабываемой лирической приметой времени в судьбе нашего , да и предшествующего нам поколения " . ( Смоляницкий С. Полдень , дорога , память . )

Главное, что объединяло Л.Утесова и А.Райкина , это эстрада .

Если говорить о признаках эстрады , то : открытость , праздничность , краткость всегда присутствовали в творчестве этих людей . В своем творчестве Райкин поднимал темы нравственного воспитания человека , обличая и высмеивая извечные пороки - глупость , жадность , приспособленчество , Утесов же - воспевая и прославляя человека труда .

Л.Утесов и А.Райкин были настоящими эстрадниками . Они соединяли в себе и речевые жанры , и песню , и танец , и элементы циркового мастерства .

Без чего не может быть эстрады ? Без взаимодействия артиста со зрителем . Такой контакт всегда находили Утесов и Райкин .

Сейчас уже стало очевидно , что эстрада входит и в театр драматический . Исчезает та самая четвертая стена , которая не давала возможности актеру впрямую говорить со зрителем.

Как и вся наша жизнь , эстрада находится на переломе . Идет поиск новых художественных форм , новых структур .

Лишь удивляешься , как эстраде удалось выжить . Ведь на протяжении семидесяти лет ей приходилось постоянно выполнять несвойственные задачи : обслуживать различные компании , откликаться на постановления партии и правительства , воспевать достижения социализма .

Успех артиста теперь зависит от его таланта , энергии , работоспособности , умения формировать репертуар , чувствовать потребности публики .

Традиции Утесова продолжают развивать сегодняшний " Театр песни " таких , как А.Пугачева , В.Леонтьев , Л.Вайкуле . А рядом с именем А.Райкина имена таких мастеров эстрады , как Е.Петросян , В.Винокур , Е.Шифрин , Р.Карцев
--------------------------------------------------------------------------------
( из реферата Н.И.Щеглова (Ярославский театральный институт )



ПЕРВЫЕ ПОМОЩНИКИ ЛЕОНИДА УТЕСОВА

О Леониде Осиповиче Утесове очень много написано и сказано. Но в разные годы ему помогали разные люди, о которых широкому кругу известно не много.

8 марта 1929 года на сцене Ленинградского оперного театра дебютировал теа-джаз под управлением Леонида Утесова. Музыкальным руководителем и одним из организаторов коллектива был
Яков Борисович Скоморовский.


Он родился 6 августа 1889 года в Херсоне. Отец, дядя и три брата Якова были талантливыми музыкантами, поэтому споров о выборе профессии в семье не было. В 1897-1898 гг. Яков Скоморовский учится в Одесском музыкальном училище РМО (Российского музыкального общества) по классу трубы у выдающегося преподавателя и исполнителя Михаила Прокофьевича Адамова (1874-1946). В 1898 году М.П. Адамова приглашают в Петербург на должность первого трубача-солиста оркестра Мариинской оперы. Вслед за ним в Петербург отправляется и Яков Скоморовский. Там он поступает в консерваторию, в класс Александра Бернгардовича Гордона (1867-1942).

С первых дней учебы Яков зарекомендовал себя как виртуозный трубач. Не случайно после окончания консерватории молодой музыкант получил лестное по тем временам приглашение в симфонический оркестр гвардейского Волынского полка в качестве солиста-трубача.
Уже после октябрьской революции, когда в России вновь начали функционировать театры, Скоморовского пригласили в качестве ведущего трубача-солиста в оркестр Малого Ленинградского театра (МАЛЕГОТ), где он проработал более десяти лет. Отсюда Якова Скоморовского "увел" в свой джаз-оркестр Леонид Утесов. На протяжении многих лет Я.Б. Скоморовский совмещал работу в разножанровых коллективах Ленинграда. Он играл в оркестре под управлением Леонида Утесова, оркестре Малого оперного театра (1918-1932), симфоническом оркестре Петроградской (Ленинградской) филармонии.

"Яков Борисович Скоморовский был одним из выдающихся трубачей-солистов; его игра отличалась сильным и красивым звуком, техническим совершенством", - отмечал дирижер, заслуженный артист РСФСР А. Коган. Исполнительское мастерство музыканта ценили и отмечали такие выдающиеся композиторы, как А.Н. Скрябин, А.К. Глазунов; дирижер С.А. Самосуд сказал об игре Скоморовского: "Его "Золотой петушок" (речь идет об опере Н.А. Римского-Корсакова. - прим. Б.Ш.), как драгоценный бриллиант, излучал искры, от которых загоралось пламя вдохновенного исполнения чудесной оперы".

Со временем у Скоморовского произошла размолвка с Утесовым
по многим творческим вопросам, тем не менее, Яков Борисович успел "заразиться" джазом. В 1930 году он создал свой джазовый коллектив, собрав многих талантливых музыкантов Ленинграда, работавших в театральных оркестрах, а также в оркестре Ленинградского мюзик-холла, которым в то время руководил композитор Исаак Дунаевский.
Премьерное выступление концертного джаз-ансамбля под руководством Я. Скоморовского состоялось в начале 1931 года в ленинградской гостинице "Европейская" и имело большой успех. Критики отмечали изящество аранжировок, выполненных Николаем Игнатьевым, прекрасный вокал баритона Ивана Миловидова, игру на гавайской гитаре Джона Данкера и, конечно же, виртуозное владение трубой руководителя ансамбля. В состав оркестра также входили Петр Скрипаченко, Иосиф Тершкович, Геннадий Ратнер, Николай Бавурин, Анатолий Варгасов, Федор Осипов, Иосиф Уткин, Леонид Шатохин, Иван Морозов, Александр Леонтьев, Илья Жак, Джек Смилга и два родных брата Скоморовского.

Джаз Я.Б. Скоморовского сделал немало записей на грампластинки
в 30-е годы, а несколько последних записей с соответствующей тематикой - в годы Великой Отечественной войны. Коллектив также выступал с концертами в краснофлотских частях и гарнизонах. Любопытно, что Клавдия Ивановна Шульженко, имея свой джаз-оркестр под управлением В.Ф. Коралли, ряд песен ("Челита", "Не забудь" и др.) записала в сопровождении оркестра под управлением Я.Б. Скоморовского.
После войны Яков Борисович руководил эстрадным оркестром ленинградского Дома культуры работников связи, а с 1951 года до конца своих дней преподавал в Военно-морской музыкальной школе имени
Н.А. Римского-Корсакова.

Яков Скоморовский - автор ряда произведений для джаз-оркестра, концертных миниатюр, транскрипций. И все же в музыкальный мир он вошел как один из организаторов и, без преувеличения, - душа легендарного утесовского теа-джаза, созданного двумя этими музыкантами. А рассказывать о популярности джаза Леонида Утесова нет необходимости, она была поистине всенародной.

* * *

Вторым помощником, "правой рукой" Леонида Осиповича Утесова был Николай Григорьевич Минх - дирижер, аранжировщик, пианист, композитор, один из первых советских аккордеонистов.

Николай Минх родился 2 марта 1912 года в Саратове. В 1926 году окончил музыкальный техникум в Пензе по классу фортепиано. Затем учился в Ленинградском музыкальном техникуме по классу фортепиано у преподавателя Друскина и по классу композиции у Рязанова. Учебу совмещал с работой в оркестре "Джаз-капелла"; работал концертмейстером балета в Ленинградском мюзик-холле, которым руководил прославленный танцовщик и балетмейстер Касьян Галейзовский.

С 1931 года Николай Минх был пианистом, аранжировщиком, аккордеонистом в теа-джазе под управлением Леонида Утесова. "Юноша пришел в оркестр, - вспоминал Леонид Осипович, - и победил мастерством пианиста, интереснейшей импровизационной манерой исполнения; еще какой-то мальчишеской симпатией. Ах, как он пришелся ко двору! Его трудолюбие, темперамент и подлинное дарование дали удивительные результаты; творческий рост у него был поразительно стремительным; а его оркестровки?! Возьмите альбом пластинок нашего оркестра тех лет и посмотрите: обработка Николая Минха, обработка Николая Минха: Как это очаровательно и с какой блестящей выдумкой. Слушаешь - и кажется, что это сделано сегодня".

Если же говорить о Николае Минхе - пианисте, то его фортепианные импровизации отличались самобытностью, свежестью. Примером может стать его композиция на тему песни Матвея Блантера "Грустить не надо".
Работая в Ленинградском мюзик-холле, Николай Минх тесно сотрудничал с дирижером оркестра мюзик-холла И.О. Дунаевским. Параллельно Николай Минх окончил Ленинградскую консерваторию по третьей для себя музыкальной специализации - дирижирование (класс выдающегося педагога Н.С. Рабиновича). После этого, в 1939 году Н.Г. Минх стал художественным руководителем Эстрадного оркестра Ленинградского радиокомитета. Оркестр под его управлением за короткий период вошел в число лучших джазовых коллективов страны.

Началась Великая Отечественная. Николай Минх прошел курсы лейтенантов и командовал музыкальным взводом 213-го стрелкового полка 56-й дивизии Ленинградского фронта, оборонявшей город. За годы войны оркестр Краснознаменного Балтийского флота под управлением Н.Г. Минха дал более 1200 концертов; было создано восемь программ. В этом оркестре прошли воинскую службу композиторы Н. Будашкин В. Соловьев-Седой.
В 1942-м Н.Г. Минх пишет музыкальную комедию "Раскинулось море широко" по одноименной пьесе Всеволода Вишневского. За годы войны пьеса прошла 150 раз. С 1942 по 1945 г. Николай Григорьевич руководит Театром Балтийского флота.

В послевоенные годы оркестр Ленинградского радио под управлением Н.Г. Минха расширяется, превращается в эстрадно-симфонический оркестр.
В 1952 году Николай Григорьевич Минх переезжает из Ленинграда в Москву, где создает новый коллектив - оркестр театра эстрады "Эрмитаж". В короткий срок оркестр становится одним из лучших в стране, записывает пластинки, звучит на радио. В этом коллективе начинали свой творческий путь композиторы Владимир Терлецкий, Ян Френкель, Владимир Рубашевский, Юрий Саульский.

Н.Г. Минх пишет музыку к музыкальным спектаклям и опереттам, создает множество песен, пьес, музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам.

Николай Григорьевич Минх в течение многих лет возглавлял Комиссию эстрадной и джазовой музыки Московского отделения Союза композиторов РСФСР. С 1972 по 1982 г. Николай Минх был музыкальным руководителем, композитором и дирижером Центрального театра Советской Армии.
В октябре 1979 года исполнилось 20 лет деятельности Комиссии эстрадной и джазовой музыки при СК РСФСР под председательством Николая Григорьевича Минха, которая, по сути, была штабом столичной джазовой жизни. На ее заседаниях регулярно прослушивались и обсуждались новые эстрадные и джазовые произведения. Так, по рекомендации Комиссии и лично Н.Г. Минха в Союз композиторов были приняты ведущие джазовые музыканты Георгий Гаранян, Николай Капустин, Герман Лукьянов, Борис Рычков, Юрий Чугунов, Николай Левиновский, Игорь Бриль, музыковед Аркадий Петров.

Комиссия, возглавляемая Н.Г. Минхом, сыграла большую роль в создании эстрадно-джазовых отделений при музыкальных училищах, в выпуске специальной и учебной литературы.
*********************************************************************
Борис ШЕСТОПАЛ.
 

Новый адрес сайта http://odesskiy.com

Рейтинг@Mail.ru