Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
КУДИНОВА АЛЕВТИНА ИВАНОВНА - ВЫДАЮЩИЙСЯ ОРГАНИЗАТОР, ПЕДАГОГ, ДИРЕКТОР, УЧИТЕЛЬ
 
Деловые люди очень отличаются друг от друга. По философии жизни - одни 'делают' деньги, а другие подвижники, творцы этой жизни. Жизнь подарила мне немало встреч с хорошими людьми. Об одном таком замечательном человеке и пойдет речь.

Это - Алевтина Ивановна Кудинова. Выдающийся организатор, педагог, директор, учитель. И очень богатый человек. Правда, богатство ее не в деньгах. Скорее - в вечных ценностях.

Начну с того, что в Одессе, на углу улиц Греческой и Канатной, появилась новая историческая точка. Здесь на здании педагогического колледжа установлена мемориальная доска. На ней портрет и надпись:

' В этом здании с 1961 по 1980 год находилась средняя
школа ?116, основанная педагогом и общественным деятелем
А.И. Кудиновой (1921-2003)'.

Что же стоит за этим незатейливым текстом? По меткому выражению коллеги и одного из преемников Алевтины Ивановны - тоже в прошлом директора 116-й школы И.А.Харченко, выступившей на открытии, 'Кудинова - это эпоха в народном образовании города'.

C этим согласится каждый, кто хоть раз соприкоснулся с 'Мамой Алей' - так называли ее ученики. Она создала совершенно особую школу. В ней были только старшие классы. Здесь культивировался дух свободы и вольнодумства. Школа притягивала лучших учеников из города и области. Некоторые ездили в нее на электричке, имея другую школу в двух шагах от своего дома...

'Сделай чудо собственными руками!' - любила говорить она. Чудом была созданная ею школа. Но чудом стало и второе ее детище - 'Благотворительный клуб выпускников и учителей 116-й школы'. Созданный в тяжелое и нестабильное время, в начале 90-х годов, он объединил поначалу небольшую группу выпускников, которые не просто встречались, время от времени, но выделяли средства из своего личного бюджета для помощи своим учителям.

'Ты зарабатываешь, в этом - и учителей твоих заслуга. Помоги им!
Ведь им сейчас так трудно'. Отказать ей было невозможно. Люди давали ей деньги с удовольствием. Считали это за честь.

Алевтина Ивановна - автор книги 'Что было, то было'. Она должна
быть настольной для каждого педагога. Это - еще одно из ее чудес. Книга была издана в 1995 году на средства клуба. Каждый, причастный к книгоизданию поймет, как это нелегко и каких денег стоит.

Она же - редактор и составитель еще одной книги '116 июня', которая адресована людям, непосредственно причастным к 116-й школе. Когда успевала заниматься всем эта небольшого роста женщина? - загадка. Она общалась лично и по телефону с сотнями выпускников и учителей, писала книги, вязала носки, навещала больных, посещала детские дома. И при этом никогда не торопилась!

Когда в одном из телевизионных интервью ее спросили, как при всем этом у нее обстоят дела с личной жизнью, она ответила: 'Ах, это была лишняя жизнь!' Однако - это одна из 'кудиновских' мистификаций. У нее был муж, за которым ей пришлось ухаживать последние 10 лет его жизни. У нее есть сын, невестка и внучка.

Поклонитесь Учителю, подвижнику, святому человеку проходя возле педагогического колледжа, расположенного рядом со Строгановским мостом.
Вспомните своих учителей.
Ведь больше их мы обязаны только нашим родителям.
"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Виктор Романовский, Одессаe-mail: rom@online.com.ua


Мемориальная доска - школе и педагогу

"В этом здании с 1961 по 1980 год находилась средняя школа ?116, основанная педагогом и общественным деятелем Алевтиной Ивановной Кудиновой".

Более сорока лет назад, после долгого перерыва в связи с социалистическим "равенством" начались уроки одной из первых в СССР элитной школы. Ее выпускники украшали столичные вузы, военные и космические НИИ, а теперь - американские университеты и фирмы. Стошестнадцатая была порождением оттепели, цитаделью свободомыслия. Торжественное открытие мемориальной доски приурочено ко дню рождения Алевтины Ивановны. От таких совпадений тянет в астрологию и прочую мистику: 5-е марта - день смерти Сталина.

Кроме очень хорошего образования, 116-я отличалась невиданным уровнем свободы. Начиналось с того, что в школе можно было критиковать учителей: в стенгазетах, сценках театра миниатюр и КВН-команды, на собраниях и классных часах. Каждую субботу в школе проходили театрализованные вечера с живыми школьными и приглашенными рок-ансамблями - это в то время, когда рок еще был полуподпольным искусством. Даже комсомольское собрание в 116-й превращалось в огромный спектакль с живыми страстями и реальным коллективным решением насущных вопросов школьной жизни. Все это - только легальная часть айсберга. Когда учителя не видели, или обязаны были не видеть, или делали вид, что не видят, по школе гуляли перепечатки и магнитозаписи литературных произведений, запрещенных тогдашней властью в прямом смысле слова. Эти тексты обсуждались и порождали новые мысли. Практически все это сходило с рук.

Уникальное учреждение образования было создано в сети физико-математических школ для одаренных детей, по идеям всемирно известного математика академика А.Н. Колмогорова. Советское руководство готовило кадры для науки, наука нужна была, прежде всего, для армии, а люди, не наученные свободно мыслить, никогда не смогут создать ничего нового, в том числе и нового оружия. Для космической сверхдержавы эти соображения были приоритетнее условностей изрядно пообветшавшего ленинизма. Но в хитрой Одессе из 500 учеников-старшеклассников только 10% обучались по физматпрограммам. Остальные получали простые житейские профессии, типа автослесаря или радиомонтажника. Как в любую, не элитную школу, в 116-ю брали всех детей из микрорайона, а из других районов города - по собеседованию, и практически никому не отказывали. При переборе Алевтина Ивановна ухитрялась "пробить" дополнительные классы.

Из книги "116-е июня": "Педагогический коллектив сумел в начале 60-х годов уловить запах перемен, аромат свободы и оттепели, проникнуться им самим и передать его ученикам. Если кто-то ранее комплексовал, не ставил себя ни в грош, или кого-то не ставили, он обретал уверенность в себе, расслаблялся, распрямлялся и казался себе неуязвимым. Школьная жизнь была проникнута возбуждающим духом свободы, свободы слова, мысли, дела".

Слово "школа" имеет и другие значения, кроме "учреждение образования". Так называют и течение в науке, и отпечаток качественного образования в человеке. Стошестнадцатая создала в Одессе течение жизни, определенный стиль успеха и еще то, что удается только самым престижным учебным заведениям мира - корпоративную сопричастность бывших выпускников. Состоявшийся три года назад слет выпускников назывался всемирным: не считая одесситов и россиян, на него съехались около ста гостей из дальнего зарубежья. Среди них - профессора, бизнесмены, учителя, юристы, чиновники, политики (в том числе один кандидат в Президенты Украины), врачи и священники. Для каждого из них рекомендация "из нашей школы" скачкообразно повышает уровень доверия, вызывает побуждение бескорыстно помочь и возможность, не стесняясь, попросить об ответной услуге.

В середине 90-х возник новый феномен, побуждающий поверить, что школа это не только образование, но и воспитание. "Клуб 116" - общественная организация выпускников, помогающих своим старым учителям вполне материальной помощью. В принципиальном отличии от большинства местных благотворительных организаций, питающихся западными грантами или оттаптывающих пороги коммерческих офисов и чиновных кабинетов, это типичная для развитых стран, но почти нереальная у нас экономическая структура. Относительно мелкие благотворительные взносы поступают воистину добровольно от множества физических лиц - выпускников.

Стошестнатики выпустили две книги о школе, все авторские и издательские работы сделаны не волонтерами, но добровольцами, без цента "компенсаций" (так в общественных организациях западного типа стыдливо называют зарплату). Книги эти продаются по несоразмерной благотворительной цене - и раскупаются! - другими выпускниками.
Деньги идут бывшим учителям 116-й - на продукты, лекарства, врачей, больницы... все чаще и на похороны. Алевтина Ивановна умерла 23 мая 2003 года
на 83-м году жизни...

Странным и символическим образом на углу Греческой и Канатной сосуществовали одновременно несколько эпох нашей неоднозначной истории. Синтез их породил 116-ю, которая навсегда останется памятником одесской культуры.

----------------------------------------------------------------------------------------
Михаил КОРДОНСКИЙ
 

Новый адрес сайта http://odesskiy.com

Рейтинг@Mail.ru