Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ИЛЬЧЕНКО ВИКТОР ЛЕОНИДОВИЧ - ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РСФСР

 
ИЛЬЧЕНКО Виктор Леонидович
(02.01.1937, Борисоглебск - 21.01.1992, Москва).
ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РСФСР (1990).

В 1959году окончил Одесский институт инженеров Морского флота.
До 1963 работал в пароходстве начальником отдела.
В институте вместе с М. Жванецким создал и руководил студенческим театром 'Парнас-2'.
В 1961 попробовал организовать свой любительский театр, в котором как режиссер поставил спектакль по К. Чапеку 'Как это делается'.
В 1970 окончил (заочно) актерский факультет ГИТИС.

ВИКТОР ИЛЬЧЕНКО и РОМАН КАРЦЕВ - эстрадный дуэт, артисты Театра миниатюр

КАРЦЕВ (Кац) Роман Андреевич (Аншелевич) (род. 20.05.1939, Одесса). Народный артист РФ (1990). Участвовал в самодеятельности, начиная с детских лет. Как победитель Всеукраинского конкурса художественной самодеятельности выступал в Москве в ЦДКЖ с сатирическими миниатюрами, подражая А. Райкину. В 1956, окончив десятилетку, работал на швейной фабрике.
Дважды тщетно пытался поступить в Одесское театральное уч-ще;
в 1961 - в ГУЦЭИ (в 1972, будучи уже профессиональным артистом, окончил актерский фак-т ГИТИС).
С 1960 в театре 'Парнас-2', к этому времени полупрофессиональном, где познакомился с Жванецким. Летом 1962, посмотрев спектакль 'Я иду по улице', Райкин пригласил КАРЦЕВА в Ленингр. театр миниатюр. В 1963 в театр поступил И., с тех пор в течение почти 30 лет работали вместе. ИЛЬЧЕНКО и КАРЦЕВ на закрытых вечерах стали понемногу исполнять вещи Жванецкого. Миниатюра 'Авас', артисты ее 'наимпровизировали' по наброску Жванецкого, имела такой успех, что ее взял в свой репертуар Райкин (играл В. Ляховицкий и др.).

Через год у ИЛЬЧЕНКО и КАРЦЕВа уже была своя концертная программа. Участвуя в спектаклях Ленингр. театра миниатюр 'Волшебники живут рядом', 'Светофор', они учились у Ратина 'профессионализму, колоссальной отдаче, культуре, чувству ритма, темпа, каждая секунда была именно секундой' (Карцев Р. Я лечу в самолете один // Магазин. 1993. Вып. 6). Вместе с театром выезжали на гастроли в Чехословакию, Польшу, исполняли миниатюры и монологи на чешском, словацком языках.

В 1969 ушли из театра и вместе с Жванецким создали свой Одесский театр миниатюр (при филармонии), открывшийся спектаклем 'Как пройти на Дерибасовскую'. Ставили сами. Много гастролировали, не раз показывали спектакль в Москве (в 1970 стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады). В середине 70-х гг. Жванецкий, уже получивший широкую известность, уехал в Москву работать с мюзик-холлом. Одесский театр просуществовал до 1979, испытывая непрерывные трудности с прохождением репертуара. Спектакль 'Встретились и разбежались' Жванецкого, поставленный молодым режиссером Е. Ланским (впоследствии эмигрировал в США), был запрещен (миниатюры из него играли как 'Избранное'). Та же участь постигла моноспектакль Карцева 'Искренне Ваш' (авторы А. Чехов, М. Зощенко, Шолом-Алейхем, Жванецкий, реж. Ланской).

В 1979 ИЛЬЧЕНКО и КАРЦЕВ переехали в Москву. В Московском театре миниатюр (рук. Р. Рудин) играли в спектаклях 'Когда мы отдыхали' Жванецкого, реж. М. Левитин, в его же постановке 'Чехонте в Эрмитаже', 1981. Карцев восстановил свою работу 'Искренне ваш', участвовал в спектакле 'Хармс-Чармс-Шарме, или Школа клоунов'. Сохраняя верность жанру миниатюры и своему автору Жванецком], оставили театр, когда тот стал переходить на 'большую' драматургию (скоро поменял название на 'Эрмитаж'). 'Браво, сатира' в постановке Р. Виктюка была их последней премьерой (1984) в Московском театре миниатюр (спектакль играли в Московском театре эстрады). Там же в 1987 показали 'Птичий полет' в постановке М. Розовского. В 1988 создали под рук. Жванецкого свой Московском театр миниатюр, открывшийся 'Политическим кабаре' (реж. Ланской, США, 1989). Готовились к показу лучших миниатюр на Бродвее (шоу- два русских комика и два американских, постановка Ланского).

Ранняя смерть ИЛЬЧЕНКО была тяжелой утратой. В течение двух лет Карцев играл 'Избранное'. В 1993 состоялась премьера моноспектакля 'Моя Одесса' (реж. Розовский), в котором незримо присутствует Ильченко; в 1999 - 'Престарелый сорванец'.

Юмор, сатира, лирика, ирония, драматизм - к такому сплаву артисты шли постепенно, создавая свой театр, построенный на контрастных сочетаниях бытовых подробностей и гротескных деформаций, в которых легко узнавалась реальность. Их герои часто не только не понимали, но и не слышали друг друга. 'Глухота' придавала новое качество дуэтным сценкам, усиливала впечатление абсурдности нашей действительности.

Вначале в комическом дуэте виделись традиционные очертания
Рыжего-Карцева (стремительный, хитроумный, взрывчатый) и
Белого - Ильченко (невозмутимый, благоразумный, туповатый).
Лидировал обычно Рыжий. Постепенно маски теряли свою отчетливость. Актеры стали создавать сатирические характеры, приобретавшие обобщенность, фантасмагорич-ность. Избегали жизнеподобия, даже когда действие происходило в конкретных жизненных обстоятельствах ('Обед', 'На складе' и др.). С каждой новой работой полнее раскрывался талант И. Его 'монументальность', спокойная, властная интонация как бы олицетворяли незыблемость существующего порядка, уверенность: 'дайте мне народонаселение, а без личности протянем'. Карцев являл собой это 'народонаселение' во всем его многообразии. В 'Политическом кабаре' лидерство оказалось у Ильченко. Годы застоя, когда сформировался театр Ильченко и Карцева, получили своеобразное художественное отображение в их сатирическом гротесковом искусстве, где смешное и трагикомическое находятся в неожиданном и нестабильном равновесии. При всей 'эстрадности', вещи Жванецкого трудны для исполнения: 'Какая нужна точность ритма, паузы, - говорит Карцев, - как нельзя публике давать отсмеяться до конца, как нужно наступить на смех и реакцию, чтобы не потерять основного'. Монологи, сценки Жванецкого с их особым воздухом, междометиями, непереводимым юмором стали для артистов 'своими'. Можно добавить еще и точность пластики, она щедро используется в спектаклях. Актеры много гастролировали за рубежом.

В 1993 К. вместе с Жванецким и К. Новиковой выступали в Карнеги-холл. Карцев снялся в фильме Э.Рязанова 'Небеса обетованные', т/ф 'Собачье сердце' и др.
-----------------------------------------------------------------------------
Е. Уварова
 

Новый адрес сайта http://odesskiy.com

Рейтинг@Mail.ru