Талантливых людей на Земле не так много, а проявивших свой талант сразу в нескольких областях — и того меньше. С одним из таких, известным одесситом, — наш разговор о телекухне да и вообще «за жизнь». С легкой руки основателя телеигры «Что? Где? Когда?» Владимира Яковлевича Ворошилова этого одессита стали называть человеком-энциклопедией. Он — телеведущий, бард
Список его занятий, увлечений и профессий можно продолжать почти
до бесконечности. Уверена, вы догадались, что речь идет о БОРИСЕ ОСКАРОВИЧЕ БУРДЕ.
— Расскажите, как создавался клуб «Что? Где? Когда?» в Одессе.
— Это очень интересная история. Клуб «Что? Где? Когда?» появился в результате запугивания. Я сочинял авторские песни в рамках объединения молодежных клубов, причем с большим удовольствием и некоторыми успехами. Активно общался с руководством этой организации. Помог создать несколько объединений, в частности, джаз-клуб и киноклуб. И вот комсомольские лидеры решили «запустить» еще один клуб — «Что? Где? Когда?» и предложили мне стать его организатором. Я испугался: в этой игре есть свои специфические моменты, связанные с тем, что она родилась как телевизионная. К тому же у меня не было ни минуты свободного времени. Но в ответ на мои возражения я услышал, что авторская музыка «им подконтрольна» и можно подумать о «закручивании гаек, ежели что». Выхода у меня не осталось, авторская песня в Одессе должна была продолжать жить. В результате удалось создать клуб «Что? Где? Когда?» в Одессе, и, самое главное, игра заинтересовала меня самого.
— Вы не могли бы рассказать подробнее, как Вы впервые приняли участие в телевизионной версии игры «Что? Где? Когда?». Что Вас к этому побудило? Как вообще туда попадают новые игроки, раньше и сейчас?
— После того, как я организовал в нашем городе клуб интеллектуальных игр, он работал много лет, мало соприкасаясь с игрой «Что? Где? Когда?». На клубных состязаниях мы непрерывно придумывали новые игры, причем они стали достаточно популярными в сообществах любителей таких игр. Но когда в 1989 году проводился первый всесоюзный чемпионат по «Что? Где? Когда?», команды одесского клуба тоже приняли в нем участие, причем достаточно удачно. Наша команда вышла в финал, который тогда проводился на телевидении. Что ж нам было, отказываться играть, что ли? Так мы и попали в телеигру, использовав уникальный шанс, — только два года, этот и следующий, на телеэкран попадали победившие в спортивной борьбе. Все остальное время (впрочем, и сейчас) работники телегруппы сами выбирают игроков и формируют команды. Это их игра, так что им видней.
— Какая из игр: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Брэйн-ринг», «Своя игра» — Вам нравится больше и почему, в какой из них интереснее принимать участие?
— Нравятся все, и в каждой было по-своему приятно играть. Вопрос напоминает уже известное «Кого ты больше любишь, папу или маму?». Не могу сказать, что какая-то из них заведомо мне ближе... Мне кажется, что наличие на экране всех этих игр поддерживало каждую из них и усиливало привлекательность каждой. Вот сейчас «Брэйн-ринг» перестал сниматься — и сразу стало труднее...
— В чем отличие того «КВН», в котором Вы играли, от современного?
— Наш «КВН» был самой смелой передачей эпохи несвободы, а возрожденный — самой трусливой передачей эпохи гласности. Когда шли КВНы конца 60-х, пустели улицы, а после каждого выступления одесситов в наш обком звонил Демичев и выговаривал за что-то, по его мнению, неподобающее. Нам никогда не говорили, за что именно. А в КВНах 80-х вырезали даже то, что уже печатала «Правда». Самое забавное, что это делали его редакторы, мои коллеги по КВНу 60-х, так же страдающие от цензуры и проклинающие ее, как я. Когда на первом же КВНе вырезали вопрос: «Что получится, если надстройка рухнет на базис?» и ответ: «Больше всего пострадает прослойка», я понял, что правильно решил не возвращаться в «КВН». Хотя предложения были...
— Расскажите о Ваших проектах на телевидении в Москве. Вообще как Вам статус телезвезды?
— На НТВ в программе «Страна советов» сейчас идут мои короткие кулинарные сюжеты. Вроде отзывы на них неплохие. Недавно Руслана Писанка в своем интервью так хвалила, что я даже смутился. Есть и другие задумки, но кто же говорит о нереализованных проектах?
А что касается статуса телезвезды, он ко мне пришел достаточно поздно. Даже слишком поздно. В 20 лет могла бы и крыша поехать от гордыни, в 30 было бы, наверное, все нормально, а сейчас и не зазнаюсь, и особого удовольствия не получаю — ну просят автограф, я даю, зачем отказывать? Особенность профессии. Водолазам, например, тяжелей.
— Поговорим о Вас как о музыканте, в последнее время об этой ипостаси Вашего «я» незаслуженно забыли. Вы участвовали во многих фестивалях авторской песни, были знакомы со многими корифеями жанра. Кто из них произвел на Вас самое сильное впечатление, на кого Вы, как автор, ориентируетесь?
— Трудно выделить кого-то — столько блестящих авторов встречалось на моем пути! Говорить о впечатлении, которое произвели самые великие — Высоцкий, Окуджава, Визбор и Галич, даже как-то неудобно... Из них я как-то контактировал только с Булатом Шалвовичем. На Саратовском фестивале, первом всесоюзном, только он предлагал сделать меня лауреатом, остальные были против. После моего выступления на финальном концерте, когда Сергей Никитин так хохотал, что под ним развалился стул, все до сих пор уверены, что я лауреат этого фестиваля, хотя повторяю, что официально это не так. А на следующем концерте, где я выступал, а в зале сидел Окуджава, ко мне подошли три человека с одной и той же фразой Галича: «А как кончил, все захлопали разом, даже первый лично сдвинул ладоши». Я спросил, к чему бы это они все, и мне объяснили: «Тебе же Окуджава хлопал! Он же никогда никому не аплодирует!» Наверное, преувеличивали...
- Очень люблю Юлия Кима, Евгения Бачурина, Веронику Долину, Александра Суханова, из более младших — Ольгу Качанову, Любовь Захарченко, Игоря Жука, Дмитрия Бикчентаева... да масса имен. Ну и отдельно от всех — Михаила Щербакова и Гошу с Лепой, Георгия Васильева и Алексея Иващенко, авторов «Норд-Оста». Горжусь тем, что одна из их песен написана в соавторстве с вашим покорным слугой.
— Вы, как коренной одессит, можете отметить характерные, присущие только одесситам черты?
— Ироничное отношение к жизни, стремление решать вопросы договорившись, а не подравшись, большая этнокультурная терпимость, любовь к юмору.
Разговор с Борисом Оскаровичем Бурдой был бы неполным, если бы мы не попросили у него какой-нибудь кулинарный рецепт.
*** Итак, куриная шейка по-одесски.
— Возьмем хорошую базарную курочку и пустим ее на бульон — он нам еще пригодится. А перед варкой аккуратненько срежем, сдерем с шеи и грудки курицы куриную кожу. Это основа шейки.
Другой, достаточно большой, кусочек куриной кожи вместе с жиром, а там он есть, мы сдерем с места, диаметрально противоположного шейке.
Куриный жир для шейки необходим. А здесь мы еще берем жир с кусочком кожи, режем на меленькие кусочки и поджариваем на сковородке. Сначала немножко жира вытопится, а потом кожа начнет коричневеть, твердеть и в итоге превращается в знаменитые шкварки. Без шкварок никакой шейки не будет. А что же станет главным наполнителем шейки? Некоторые используют для этого муку, а я лично предпочитаю манную крупу. Брошу-ка я ее в кипяток и отварю в течение трех-четырех минут так, чтобы она была немножко сырая. Что еще прекрасно смотрится в шейке — так это куриные потрошки: печеночка, сердечко, желудок (кстати, я и слова-то такого по отношению к курице не знал — только пупчик, пупочек, вроде бы чушь, а вот привилось!). Если есть в курице несформировавшиеся яички — тоже сюда. Получится довольно много. Берите только потрошки — мяса не надо. Можно даже добавить пару покупных куриных печеночек, будет только лучше, но смотрите, не переусердствуйте.
В жире поджариваем мелко нарезанный лук, примерно до среднекоричневого, чтоб содержащийся в луке сахар карамелизовался, дал цвет, вкус и запах. Основа запаха шейки — это именно жареный лук. А основа вкуса — чеснок. Я выдавлю пару зубчиков. Потрошки отварим, тоже буквально в течение минуты-другой, так, чтобы прихватило, и мелко нарежем. Теперь — соль и пряности.
Набьем шейку фаршем, аккуратненько зашьем и бросим ее в бульон — пусть варится.
Варится шейка не очень долго. Теперь нарежьте ее ломтями и подавайте. А с чем же подавать шейку? Раскрою еще один кулинарный секрет. Как ни странно, шейку, хотя она сама с манной крупой, можно подавать с манной кашей. Но не совсем обычной. Я высыпаю манную крупу на раскаленную сковородку и беспрерывно помешиваю, отслеживая тон. Крупа должна приобрести цвет, ну скажем так, светлой полированной мебели. Подсаливаете и варите кашу, достаточно крутую. Великолепный гарнир к любому мясному блюду. Приятного всем аппетита!
"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Виктория Хаджирадева
Примечание : если ВАМ понравился этот рецепт, то на странице нашего
сайта "ЧИСТО ОДЕССКАЯ КУХНЯ" ВЫ можете ещё найти много кухонных
рецептов от БОРИСА БУРДЫ .
|