Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ

 
Нынешняя Екатерининская площадь изменяла свою форму, а также
7 раз меняла своё название.

В соответствии с первоначальным планом города, разрабатываемым подполковником Деволаном, пло-щадь имела круглую форму и была названа Екатеринин-ской, т.к. на ней была заложена при основании города Военная церковь святой Екатерины, храм небесной по-кровительницы будущей императрицы. После кончины императрицы в ноябре 1796 г. строительство церкви, как и всей Одессы, было приостановлено Павлом ?.

В 1821 г. так и недостроенная церковь была разо-брана. С учётом конъюнктуры площадь стала Елизаве-тинской, затем Дюковской и в конце концов имени Карла Маркса, после чего ей было возвращено первоначаль-ное название.

В центре площади был разбит сквер, в котором поз-же, 1873 г., после пуска днестровского водовода, устано-вили фонтан (первый в городе).
В последующем этот фонтан 'переехал' на постоян-ное место жительства в Горсад.

Регулярная застройка Екатерининской площади с пе-рестройкой её периметра и увеличением этажности зда-ний началась в третьем десятилетии XVII-го столетия.

Вследствие застройки крайних участков площадь из круглой превратилась в треугольную (в плане).

23 сентября 1891 года Одесской городской думой было принято решение
о создании памятника в честь столетия со дня основания города Одессы. Накануне 100-летнего юби-лея города администрацией был проведён конкурс на луч-ший проект памятника, по итогам которого лучшим был при-знан проект архитектора Ю. М. Дмитренко. 24 августа 1892 года городской управе разрешили принять к исполнению вы-шеуказанный проект.

В 'Известиях Одесской городской думы' за 1900 г. в 'За-писке об открытии памятника Императрице Екатерине Вели-кой в Одессе
6 мая 1900 г.' сказано следующее: 'Удостое-ны премии лишь проекты
под девизом 'Одесский порт и Esperanse'. Первый из них принадлежит архитектору Ю.М. Дмитренко, а второй - скульптору Донато Баркалья.

Присуждение премии было произведено особой комис-сией в составе и.о. городского головы В.Н. Лигина (председа-тель Одесского отделения русского технического общества), архитектора А. Люикса, двух членов одесского общества изящных искусств Б. В. Эдуардса и К.К. Костанди, городского архитектора А.Э. Шейса и двух архитекторов по назначе-нию Управы - В. Домбровского и Г. Шеврембрандта'.

Комиссия эта сделала о проекте под девизом 'Одесский порт' следующий отзыв: 'Размеры памятника и форма его совершено подходящи для небольшой треугольной площади Екатерининского сквера... Группа сподвижников императри-цы сгруппирована у круглого пьедестала весьма удачно. Статуя императрицы имеет величественный вид и вместе с тем поставлена на пьедестал весьма свободно. Соединение фигуры с пьедесталом посредством круглого основания и с переходом в бронзовый картуш, исполнено эстетично и пра-вильно. Стиль памятника совершенно подходящий, и всё це-лое составляет художественное произведение... Изготовле-ние моделей памятника принял на себя профессор скульпту-ры
С-Петербургской Императорской Академии художеств М.П. Попов за 10000 руб., а работы по стройке фундамен-та пьедестала и по отливке самих фигур из бронзы были сда-ны местному скульптору Б.В. Эдуардсу и владельцу магазина скульптурных изделий Л.Д. Менционе за общую сумму 38000 руб. Наблюдения за работами было поручено составителю проекта
Ю. М. Дмитренко за вознаграждение 2650руб.'

Через 10 лет после открытия памятника Б.В. Эдуардс пи-сал в одну петербургскую газету: 'Памятник Екатерине II в Одессе сооружён по проекту архитектора Дмитренко, полу-чившего 1-ю премию на конкурсе ... Что же касается меня, то я был лишь исполнителем технической стороны сооружения, т.е. исполнил гранит и бронзы, а модели были, за исключени-ем двух фигур, исполнены академиком Поповым. Т. Ч. мне чу-жие грехи не приписывайте'.

Открытие памятника состоялось 6 мая 1900 года и было приурочено
к 100-летию со дня смерти одного из строителей города - А.В. Суворова. Таким образом, справедливости ради, имя Суворова не осталось забы-тым, хотя его фигуры и нет на памятнике.
Историческое значение памятника в попрании вра-га и утверждении России на новых землях навечно, выхо-де России к Чёрному морю и как венец этих событий - в основании порта и города.

'Иллюстрированный практический путеводитель по Одессе' за 1911 год
(Г. Москвич) приводит такое описа-ние:
"Памятник Императрице Екатерине ?? - Основа-тельнице Одессы.". воздвигнут на красивейшей площади города - памятник и самый пьедестал его имеют круг-лую форму.

К основанию, представляющему высокий двухъярус-ный цоколь, напоминающий по внешнему виду набереж-ную порта, с лицевой стороны памятника, с двух сторон, ведут полукруглые входы из нескольких ступеней. Между ними скромная надпись: Императрице Екатерине ??.
Вы-ше цоколя - пьедестал в виде широкой круглой колонны, с четырёх
сторон которой на невысоких пьедесталах по-мещены красивые рельефные бронзовые фигуры во весь рост сподвижников Императрицы в деле завоевания и создания Одессы; с лицевой стороны - светлейшего князя Потёмкина-Таврического, по бокам - графа Пла-тона Зубова и инженер-полковника Деволана, позади -адмирала Де Рибаса, завоевателя Одессы. На пьедес-тале - величественная, во весь рост, фигура Государы-ни, облаченной в царскую мантию и попирающей ногой флаг; левая рука приподнятая, как бы указывая на море, а в правой - указ об основании Одессы. Цоколь, пьеде-стал и ступеньки сделаны из гранита, все фигуры и укра-шения отлиты из бронзы. В общем, памятник отличается красивыми пропорциями, причём наиболее эффектна фигура Государыни'. В правой руке императрица дер-жит рескрипт графу ПА Зубову со словами 'Повелева-ем быть порту и городу'. За эту работу Ю.М. Дмитренко был удостоен бронзовой медали города.

Так случилось, что памятник основателям Одессы от-крывали уже дважды: первый раз - 6 мая 1900 года. По-сле революции его закрыли балдахином. При этом, в смутное время 1918-1919 гг., когда власть в Одессе ме-нялась и войска разных стран заходили в Одессу, авст-рийцы повторно открыли памятник.

В 1917 году городская дума получает такое предпи-сание:
'Немедленно снять с пьедестала памятник Екате-рине. Вопрос о его сохранении или уничтожении пере-дать в петроградскую художественную комиссию под председательством тов. Горького'.Заступничество
М. Горького и Бенуа, которые заявили, что памятник пред-ставляет величайшую художественную ценность, привело к тому, что части разрушенного памятника были от-правлены в археологический, а затем в историко-крае-ведческий музей.
30 апреля 1920 года, согласно постановлению, по-сле окончательного установления Советской власти в го-роде, Екатерининской площади и улице присвоили имя Карла Маркса. В результате этого на протяжении двух десятилетий пьедестал прежнего памятника использова-ли для установки скульптуры Карла Маркса. 7 февраля 1921 года был открыт памятник К. Марксу, который со-стоял из одной бетонной головы, тонированной под ро-зовый гранит. Через некоторое время губернский комитет снова торжественно открывал новый памятник К. Марксу, но уже выполненный во весь рост. Вследствие внезапно на-летевшей бури, выполненная в недолговечных материа-лах, статуя упала (по официальной версии).

По свидетель-ству очевидцев на месте остались лишь ноги 'основоположника марксизма'. Круглое основание памятника за-тем много лет лежало на припортовой территории, а ко-лонна и оба варианта монумента были использованы для памятника В. Ленину (в начале Московской улицы).

В августе 1929 года компетентная комиссия устано-вила художественную и историческую ценность и необхо-димость сохранности остатков памятника. В комиссию входили: председатель горсовета Пономарёв, профес-сор Зейлигер, художник Эмский, скульптор Митковицер, профессор Жук, художник Чернявский, А.М. Дерибас, профессор Дложевский.
А.М. Дерибас, будучи в то время зав. отделом местного краеведения нынешней библиоте-ки им. Горького, в исторической справке относительно памятника указал следующее: ':Частини памятника в?длит? 1897 р. Поповим, по прибутт? ?х до Одеси, м?сцевий скульптор Едвардс визнав непригодним постат? Потьомк?на та Деволана, в?длив ?х заново. Под?бного памятника Катерин? ?? та ?нших буд?вник?в Одеси нема. Пам'ятник належить
до речей, що ?х не можна в?дтворити, ? тому цей пам'ятник треба десь зберегти'.
В честь 60-летия исторического восстания на броненосце 'Потёмкин'
в 1965 году на этом месте был -открыт памятник 'Потёмкинцам - потомки', неочень удачно увязанный с окружающей архитектурной средой площади. Авторы - скульптор В.А. Богданов, и архитекторы М.М. Волков и Ю.С. Лапин.

Как отмечалось выше, в июле 2007 года Одесский горсовет своим решением определил необходимость восстановления утраченного памятника основателям Одессы, а также об использовании при этом аутентич-ных элементов и частей памятника, которые хранятся в Одесском историко-краеведческом музее почти с тех пор, как памятник снесли к маю 1920 года. Сложность процедуры изъятия раритетов из музейного фонда в специальном Постановлении Кабинета Министров Украины об исключении их из реестра экспонатов Госу-дарственного музейного фонда Украины.
Прежде всего, это отлитые из бронзы и сохранивши-еся голова верхней части бюста императрицы; 2,25-мет-ровые фигуры князя Г.А. Потёмкина-Таврического, стояв-шего в многофигурной композиции лицом к
ул. Екатери-нинской (на юг); графа ПА Зубова, стоявшего справа от князя, лицом на восток; подполковника Ф.П. Деволана, стоявшего слева от князя, лицом на запад;вице-адмира-ла И.М. Де Рибаса, размещенного визави к князю, ли-цом на север. Фигуры основателей города также имеют утраты -оторваны ордена, шпаги и т. п.

В вышеназванном решении горсовета говорится и о создании комиссии, состоящей из 18 квалифицирован-ных специалистов разных профессий, на которую возло-жена задача контроля за соответствием восстанавли-ваемого памятника оригиналу.

Как выглядел памятник, удалось установить по со-хранившемуся в архивах проекту, выполненному побе-дителем объявленного мэрией конкурса, известнейшим одесским архитектором Ю.М. Дмитренко. На отмытых цветной акварелью чертежах автора (фасаде и плане памятника), разработанных в саженях (1 сажень = 12 четвертей = 2,1336 м), высота фигуры Екатерины ?? со-ставила 300 см, высота фигур основателей - 225,2 см.
Круглый в плане памятник состоял из бронзовой ча-сти (фигуры, венки, картуш, знамёна, доски с текстами и т. д.) и гранитной части (колонна с капителью и базой, высеченой из красного гранита, и постамент с двумя ле-стницами, высеченными из мелкозернистого серого гра-нита).
Правой рукой императрица держала свиток с надпи-сью , а левой указывала на порт. Вокруг капители, на её конической части, пышный бронзовый венок, половина которого - из лавровых ли-стьев, обозначающих славу, а другая половина - из ду-бовых листьев, символизирующих силу.
На капители же размещён роскошный бронзовый картуш с эмблемой императрицы. На четырёх мини-пос-таментах фигур основателей города позднее были уста-новлены 4 бронзовые доски с их именами и званиями.
Ниже, на сером гранитном конусообразном барабане, имеющем диаметр в основании 3 метра, установ-лена большая бронзовая доска с рельефным текстом: 'Императрице Екатерине ??'. Этот гранитный барабан имеет руст, которого не было в первоначальном проек-те Ю.М. Дмитренко. Имеются и другие отличия от проек-та, в котором не было 4 вышеназванных малых бронзо-вых досок, а на большой доске было 2 строчки, причём вторая строчка указывала даты 100-летия города (1794-1894). Кроме того, в проекте, вместо 4 досок с именами основателей, было предложено вырубить их в граните мини-постаментов.
На нижнем цилиндрическом барабане был установ-лен круглый медальон с мордой льва с кольцом в пас-ти.Диаметр медальона - 66 см.
Вокруг цилиндрического барабана по обе его сто-роны были устроены две симметричные лестницы с пятью ступенями, высеченными из серого гранита.
Общая высота памятника была 10,753 м, в т. ч. высота красногранитной колонны с базой и капителью - 4, 307 м, а ствола колонны -1,582 м.
Диаметр верха капители, на которой стояла Екате-рина ??, был 1,04 м.

Проектируя воссоздание памятника и изучив его проект (архивы,
а также сохранившиеся фотографии ), мы стремились воспроизвести всё
до мельчайших дета-лей так, как было выполнено в натуре, поэтому памятник будет несколько отличаться от дошедшего до нас про-ектного решения - он запроектирован точно таким, каким был построен первоначально.

Авторский коллектив проекта воссоздания памятни-ка был подобран из моих коллег, проработавших со мной более 3 лет. Это главный архитектор проектов В.В.Гришенко , проработавший много лет главным архи-тектором
г. Ильичёвска и одаренный архитектор-визуа-лизаторщик А.В.Елизаров. Конструктивную часть проек-та разработала опытнейший одесский конструктор -расчётчик О.И.Пушковач, по проектам которой постро-ено несколько многоэтажных зданий в центре Одессы.

По решению заказчика - депутата Одесского гор-совета Р.С. Тарпана скульптурную часть памятника ре-шили выполнять на основе тендера.
По существу, фигуру императрицы надо было выле-пить заново, т.к. сохранившаяся голова была отлита из бронзы, состав которой использовали более 100 лет на-зад и поэтому цвет бронзы и патины создаваемой фигу-ры совместить с цветом и составом бронзы головы будет невозможно.

Три скульптора (один одесский и два киевских) пред-ставили 3 гипсовые модели Екатерины ?? высотой более 1 метра.
В результате исполнение бронзовой части памятни-ка было заказано творческому художественно-произ-водственному комбинату в г. Киеве (бессменный дирек-тор Валерий Степанович Шевелюк ), лучшей скульптур-ной организации не только Украины, но и СНГ.

Ранее этот комбинат изготавливал практически все скульптуры, установленные в Одессе по моим проектам: памятники Л. Утёсову,
С. Уточкину, А.С. Пушкину, Жене моряка, Вере Холодной, Де Рибасу и многие другие. Комбинат поручил лепку фигур и декора известным киев-ским скульпторам - Олегу Викторовичу Черноиванову и заслуженному художнику Украины Николаю Алексееви-чу Олейнику, которые в крайне сжатые сроки, буквально за несколько месяцев, блестяще справились с задачей -создали в мягком материале, как говорят скульпторы, (т.е. из глины) скульптуру императрицы 3-метровой высо-ты, т.е. в размер памятника, и все детали декора.

Члены специальной городской комиссии, выезжав-шие 5 и 11 июля 2007 г.
в г. Киев на приёмку модели для её перевода в гипсовую форму, а затем
в бронзу, с удов-летворением отметили впечатляющий, высокий уровень мастерства скульпторов. При этом членами комиссии были высказаны небольшие замечания и пожелания по аутентичности скульптуры, которые были учтены и дора-ботаны авторами.
По существу, 11 июля 2007г. скульптура Екатерины ?? была благословлена к отливке.

Не менее важной проблемой было определение точ-ных размеров постамента, подбор гранитов для его изго-товления и выбор фирмы, способной в короткие сроки и качественно его изготовить.
Выбор пал по моей рекомендации на Днепропетров-скую корпорацию ВЭЭСВИ (президент Владимир Вита-льевич Селянин).
Я познакомился с ним лет 10 назад, когда корпора-ция успешно выполнила реставрацию городских часов -курантов на здании Одесского горисполкома. Тогда же я выяснил, что корпорация занимается работами по грани-ту и другим камням. Мое предложение было принято за-казчиком - инвестором Р.С. Тарпаном и работа нача-лась.
Для изготовления колонны был выбран идентичный красный крупнозернистый гранит Емельяновского карье-ра (известный во всём
СНГ как житомирский гранит).
Для изготовления пьедестала был выбран мелкозер-нистый серый гранит Янцевского месторождения. Прак-тически эти граниты аутентичны сохранившимся образцам. Ступени 2 лестниц вырублены из гранита Новокон-стантиновки.
Сохранившейся до нашего времени, но значительно поврежденные фрагменты колонны имеют шлифованную поверхность.
Поскольку в акварельной отмывке фасада памятни-ка, сделанной Ю.М. Дмитренко, угадывается полирован-ная поверхность гранита, Р.С. Тарпан, по моей реко-мендации, принял удорожающее стоимость работ ре-шение - отполировать поверхности колонны, что сде-лает памятник более ярким, цветным и торжественным. В этом было решено отступить от натуры и сделать точно по проекту Ю. М. Дмитренко.

Вместо послесловия
А вот что пишет в газете 'Новороссийский курьер', ?6 в июне 2007г.,
в статье 'Одессе - матушку государыню' атаман Войска верных казаков черноморских О.Дрямин:
'Мы приветствуем первый шаг городских властей по восстановлению историческои справедливости. На Екатеринин-ской площади должен, как и раньше, величественно стоять памятник Екатерине ?? - матушке Одессы и
казаков Черноморских'
(ВВКЧ Войско было создано в 1781г. по просьбе запорожских казаков и инициативе князя Потёмкина указом императрицы).
Екатерина ?? поддержала идею Де Рибаса о размещении нового Черноморского города и порта на месте Хаджибея, подписала в 1794 году рескрипт о создании города и порта и дала имя городу - Одесса. В последние годы жизни Екате-рина ?? заботилась о создании Одессы, её заселении,
инте-ресовалась ходом строительных работ и оказывала помощь городу.
 

Новый адрес сайта http://odesskiy.com

Рейтинг@Mail.ru