Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ЧЕРНОМОРСКАЯ УЛИЦА
 
Есть в нашем городе заповедные места, будто созданные для прогулок и отдыха. Хороши они, прежде всего, своей первозданной архитектурой, пока не тронутой новым поколением одесских строителей. Есть большие проспекты и небольшие улочки, которыми одесситы могут любоваться и гордиться, вспоминая славную историю своих предков.

Ярким примером историко-архитектурного ареала Одессы
является улица Черноморская, названная Константином Георгиевичем Паустовским 'морским форпостом Одессы'. 'Мимо нее проходили все пароходы, шедшие в порт и уходившие из него', - писал Константин Паустовский по повести 'Время больших ожиданий'.

Литературная Одесса известна не менее, чем Одесса - порт мирового значения. Кто не знает, что память об Одессе в своих произведениях оставили Пушкин и Гоголь, Куприн и Бунин, Ильф и Петров, Бабель и Багрицкий? В грозное и романтическое время жил в нашем городе Константин Паустовский, и самые лирические воспоминания оставил он об улице Черноморской, историю которой знают далеко не все коренные одесситы.

Сейчас от Черноморской остался один квартал по четной стороне, фасадом выходящий на одесский залив. Вскоре после Великой Отечественной войны ближние к морю дома 'сползли' по неукрепленному склону. А когда-то совсем невдалеке от арки 'Ланжерон' находился хутор графа Ланжерона, у которого собиралось летом одесское общество и бывал Пушкин. Большие и малые дачи, названные вдовой графа-губернатора
'Бель-Вью', и составляли начало Черноморской улицы.

По ушедшей в море нечетной стороне размещались частные особняки
с садами, каждый со своей историей: в доме ? 11 летом 1913 года гостила внучка Льва Толстого Софья Андреевна Толстая (будущая жена Сергея Есенина). В доме ? 21 размещалась та самая лечебница доктора Якова Ландесмана, о которой писал Паустовский: 'На Черноморской улице, тянувшейся к обрыву над морем, был частный санаторий для нервнобольных'. В 1938 году здесь жил Аркадий Гайдар, работавший над сценарием по 'Судьбе барабанщика'. А дом ? 27 перед революцией занимал гарем шаха Мохаммеда-Али, и по вечерам за оградой можно было видеть гуляющих наложниц (по материалам Валерия Нетребского).

К счастью, четная сторона улицы Черноморской при оползневом обвале не пострадала.

В начале 90-х годов архитектор Игорь Михайлович Безчастнов с инженером Борисом Израильевичем Кадишевым и краеведом Александром Розенбоймом нашли в архивах документы, подтверждающие расположение домика-дворницкой во дворе дома ? 8, на котором сейчас висит мемориальная доска памяти К.Г. Паустовского. 'Мы: сняли по соседству с санаторием дворницкую у: священника-расстриги Просвирняка. Дворницкая стояла в заглохшем саду, окруженном высокой оградой из камня 'дикаря'. Со стороны улицы ее защищал двухэтажный дом' (К.Г. Паустовский 'Время больших ожиданий').

'По этому описанию да зыбким воспоминаниям старожилов о каком-то священнике экскурсоводы 'вычислили' дом ? 8, двухэтажный, с деревянными воротами, изящной решеткой лоджии и узкими венецианскими окнами. Дворницкой во дворе нет. Но будь она, все равно, памятуя о словах автора, что 'Время больших ожиданий' не мемуары, а свободная повесть, потребовалось бы документальное подтверждение адреса.

Оно обернулось разысканной нами анкетой Паустовского 1921 года,
в которой, к счастью, приведен адрес: Черноморская, 18, кв. 5. Ныне это
дом ? 8, так как оползни, война, перепланировки района лишили улицу большинства зданий и оставшиеся перенумеровали. Во времена Паустовского здесь было четыре квартиры, а пятой числилась дворницкая. Но когда в 1947 году по проекту архитектора Н. Мильграмма восстановили разбомбленный дом, фасад воспроизвели в точности, количество квартир увеличили, а место разрушенной дворницкой расчистили'. (Ростислав Александров. 'Домик Паустовского')

В Одессе всегда жили благодарные читатели. Память писателей, воспевших наш город, хранят в памятниках и легендах. Поэтому ничего удивительного, что впервые в Одессе именем Паустовского назвали библиотеку, улицу, пароход и общественную организацию - товарищество 'Мир Паустовского'. С 1993 года основатели 'Мира Паустовского' вели изыскательные и организационные работы по
созданию в Одессе музея Паустовского.

В 1998 г. под музей были выделены несколько комнат в помещении детского сада, расположенного в соседнем доме по улице Черноморской.

По эскизному проекту профессора Игоря Безчастного студенты-архитекторы сделали макет домика дворницкой. Трудно сказать, будет
ли домик восстановлен на прежнем месте: сейчас во дворе дома ? 8 плотно стоят частные гаражи и хозяйственные постройки.

Но проблема музея, живущего на небольшие средства, выделяемые городом, не в этом. К миниатюрной, всего в один квартал Черноморской улице подступает 'большое строительство'. Из дворика Паустовского
уже виден построенный недавно в Купальном переулке многоэтажный жилой дом. На углу Обсерваторного переулка выросли два новых жилых комплекса с видом на море. В самом доме с мемориальной доской балкончик над парадным входом 'отделали' вагонкой, уничтожив старинную решетку.

Новое строительство становится реальной угрозой для старинной
улочки. Домики на Черноморской смогли пережить политические и стихийные катаклизмы, но что можно сделать с неумолимым 'строительным бумом'?

Термин 'тропа Паустовского' придуман работниками музея неслучайно. Писатель был неутомимым и любознательным путешественником. Он исходил пешком практически всю Одессу. С его слов мы знаем теперь, как выглядели в 20 годах прошлого века Дача Ковалевского, Большой Фонтан, Люстдорф и Сухой лиман. Каждое утро Константин Георгиевич пешком ходил на работу в Одесский 'Опродкомгуб', а потом и в редакцию газеты 'Моряк' от Черноморской улицы по Обсерваторному или Купальному переулкам, через Александровский парк, по Греческой или Полицейской к Приморскому бульвару. Любой экскурсионный маршрут от музея Паустовского стал бы прекрасным способом для знакомства с Одессой. Но пока ближайшая цель руководства музея Паустовского - создание первого литературно-ландшафтного заповедника городского значения - улицы Черноморской.

Это жизненно важная задача не только для музея, но и для всей культурной общественности города. Вот-вот строители 'нагрянут' на маленькую Черноморскую улицу, где практически каждый дом - либо памятник архитектуры, либо памятник истории. Меньше всего хотелось бы видеть там новомодных 'монстров', а ведь для коммерческого строительства в нашем городе практически нет запретов.

Те, кто стоял у истоков создания заповедника, сейчас далеко.
И. Безчастнов в Америке, Б. Кадишев - в Германии, но 'в Одессе остались и продолжают традиции другие одесситы. Те, кто влюблены в
свой город. На волне общественного движения память о писателе, 'Тропу Паустовского', освещают факелом гражданственности и коллектив ОГАСА в лице ректора Дорофеева Виталий Степановича, преподавателей и студентов. Это и бывшие выпускники ОСИ Юрий Орехов, Елена Дьякова, редактор 'Кадри будовам' Светлана Стаселкова и многие другие', - директор музея Паустовского В.И. Глушаков.

'Тропа Паустовского' давно перестала быть понятием конкретным. Это масштабное явление в жизни одесского общества, связанное с возрождением культуры и духовности. Сохранить и восстановить хотя бы небольшой квартальчик старой Одессы - может быть, с этого нужно начинать?



 

Новый адрес сайта http://odesskiy.com

Рейтинг@Mail.ru