Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Заповедник " Дунайские плавни ".

 
ДУНАЙСЬК? ПЛАВН? - запов?дник, розташований у К?л?йському р-н?
Одес. обл. Лежить у понизз? К?л?йського гирла Дунаю, займа? частину остров?в й акватор?? Чорного м.
Пл. 14,8 тис. га, з них 5,6 тис. га водних простор?в.
Утв. 1981 (з 1973 - ф?л?ал Чорноморського запов?дника). П?дпорядкований АН УРСР. Входить до складу водно-болотних уг?дь м?жнар. значення (1975).

Охороняються ун?кальн? для ?вропи ландшафти дунайських плавн?в. Острови дельти низовинн?, розд?лен? глибокими протоками та м?жостр?вними внутр?шн?ми каналами.
У флор? нал?чу?ться 563 види судинних рослин. Висока б?ол. продуктивн?сть рослинност? зумовлена великою к?льк?стю родючого мулу, що наноситься р?кою. Флора ма? гетерогенний характер. Зростають переважно очерет звичайний, рог?з вузьколистий, куга озерна. Вздовж водоток?в смугами завширшки в?д 5 до 200 м простягаються зарост?, утворен? вербами (б?лою, ламкою, трити-чинковою), на примор. частин? - обл?пихою крушиновидною, аморфою кущовою, тамариксом галузистим. Серед високотрав"я трапляються д?лянки водяно? рослинност?, утворен? угрупованнями латаття б?лого, плавуна щитолистого, р?зака алое-видного, а також р?дк?сних вид?в, занесених до Червоно? книги УРСР - сальв?н?? плаваючо? та водяного гор?ха плава-ючого (останн?й занесений ? до Червоно? книги СРСР).

Тваринний св?т ма? специф?чн? особливост?. Значн? кормов? ресурси плавн?в сприяють концентрац?? тут багатьох птах?в (222 види). Гн?здяться гуска с?ра, леб?дь-шипун, р?зн? види качок, чапель, чайок. З р?дк?сних вид?в мешкають пел?кан кучерявий, орлан-б?лохв?ст (Червона книга МСОП); пел?кан рожевий, червонозоба казарка, колпиця (Червона книга СРСР); огар, кроншнеп середн?й (Червона книга УРСР).

Акватор?я запов?дника ? м?сцем зим?вл? водоплавних птах?в (бл. 120 вид?в), а також м?сцем в?дпо-чинку п?д час перельот?в.
Р?зноман?тн?сть водних б?отоп?в створю? сприятлив? умови для розвитку риб (бл. 100 вид?в), серед яких трапляються р?дк?сн?: осетер атлантичний (занесений до Червоно? книги СРСР); лосось дунайський, чоп великий, чоп малий, умбра; а також важлив? пром. види: б?луга, осетер рос?йський, севрюга, оселедець чорноморський, сазан, сом та ?н. Поширен? земноводн?. ?з ссавц?в е свиня дика, ?ното-видний собака, ласка, видра, ондатра, трапля?ться к?т л?совий. Наук, робота ведеться в напрям? вивчення впливу антропогенних фактор?в на б?о-комплекси запов?дника з метою ?х охорони. При Д. п. створено музей.

*******************************************************************************************
Л?тература : Ю. Р. Шеляг-Сосонко, Дубм-на Д. В. Государственнмй заповедник "Дунайские плавни". К., 1984.
Автор: Д. В. Дубина. Данн? Географ?чно? Енциклопед?? Укра?ни (ГЕУ)



В 1981 году в дельте был создан заповедник "Дунайские плавни" площадью 148,51 га. В 1995-м Всемирный банк предоставил заповеднику грант в размере $1,5 млн. с условием, что здесь не должна проводиться хозяйственная деятельность. Аналогичный заповедник на румынской стороне получил сумму в три раза больше и без каких-либо условий.
В 1998-м "Плавни" были реорганизованы в Дунайский биосферный заповедник, территория которого составила 46 тыс. га.

Когда Украина попыталась заявить о планах строительства собственного канала, то "зеленые" первыми высказали свой протест. Их можно понять. Западные "экологи" в свое время обещали часть денег, выделенных под закрытие Чернобыля, передать на постройку других энергомощностей. Но не дали - это одно. А тут валюты все же подкинули и просили ничего не делать!

"Хранители природы" пошли иным путем. Поначалу делались попытки направить будущий канал в заиленное русло Прорвы. Но при этом надо учесть две цифры: уже упоминавшиеся затраты на очистку дна (4,5 млн. кубометров) ежегодно, и 1,5 млн., которые необходимо вычерпать, чтобы начать проводку судов. Овчинка выделки не стоит, но позволяет тянуть дискуссионный процесс, чтобы и грантоеды были сыты, и грантодатели довольны. И пока гипотетические страхи возводятся в абсолют, в Вилково, например, безработица достигает 80%. На дверях офиса заповедника висит объявление: в поисках работы просьба не беспокоить. Для людей осталось два пути - бросить все и уехать либо податься в браконьеры. А только в Вилково 10 тыс. населения:

Не удалось с Прорвой - появилась идея прорыть рукав через Жебриянскую бухту. Она "съела" бы бюджетных средств еще больше (по предварительным данным - $60 млн.). Ибо этот проект предусматривает такую роскошь, как возведение шлюзов и прокладку совершенно нового канала. То есть не углублять природный, а прокладывать по целине. А еще бы пришлось строить гигантский мост высотой с 12-этажный дом. Природа была бы в восторге:

Проект ГСХ через Быстрое прошел испытание в столичном институте гидромеханики, Минэкобезопасности считает его наименее вредным. Другие (а их аж 8!) никто не испытывал. К тому же они намного дороже. И, тем не менее, на разговоры ушло 3 года! Почему биофилы всех стран не объединились против строительства американцами алюминиевого завода на заповедной территории Исландии? К нам же, как бы чего не вышло, МИД и Минэкобезопасности пригласили экспертов ЮНЕСКО и все им показали.


Уж кто не в восторге от того, что украинцы прониклись, наконец-то, собственными интересами, так это Румыния. Она хочет быть членом НАТО, стремится в ЕС. Обе организации принимают в свои ряды страны, не имеющие территориальных претензий. Но если с альянсом румынам повезло (не могут же поделить Гибралтар Великобритания и Испания!), то в ЕС условия более жесткие. Может быть, поэтому поутихли в последнее время разговоры в отношении Буковины, острова Змеиного и свеженанесенных течением островков в устье Дуная. Но это до поры до времени.

А пока Бухарест может давить на Киев при помощи ЮНЕСКО (экологический фактор), закрывая глаза, что родной Сулин почти на всем своем 80-километровом протяжении проходит через уникальные заповедные места. После ввода в строй нового Георгиевского канала водосброс Дуная через нашу территорию наверняка уменьшится. Как это повлияет на экологию, социальную ситуацию в регионе? Вряд ли благотворно, учитывая, что уже сегодня под угрозой высыхания "украинская Венеция" - Вилково, увеличивается заиливание украинской части дельты.

На упоминавшемся выше одесском форуме представитель администрации нижнего Дуная (Румыния) Ромео Соарес, учитывая разработку базы данных для обеспечения безопасности судоходства, сказал: "Это будет способствовать объединению наших усилий, позволит создать общий проект Украины и Румынии". Если отбросить узкопрофильность, то лозунг в целом правильный. Надо ли только повторять глухому, что запорожец за Дунай давно не ходит. Мирный он и работящий. Только бедный почему-то.


Последняя югославская война стала причиной того, что Дунайское морское пароходство понесло потери в размере $440 млн. За проход через Сулин наши суда (порядка 200 в год) вынуждены платить $1,75 за тонну груза. Для сравнения: прохождение судна по Бугско-Днепровско-лиманскому каналу стоит всего 22 цента за тонну даже без всяких скидок. Украинские дунайские порты - Измаил, Рени, Усть-Дунайский, Килия, Вилково - загружены на 25% мощности, а то и меньше.

Румыния пропускает по Сулинскому каналу более 2 тыс. судов в год. С 2005-го планируется увеличить судопроходы до 5 тыс. С вводом Георгиевского канала соседи с этим потоком справятся. Несмотря на огромные затраты на проводимые работы, цель оправдывает средства. При этом известны задокументированные факты нарушения суверенитета Украины: выкопанный грунт не вывозился на узаконенные Бухарестским протоколом свалки, а сбрасывался на украинской территории русла Дуная.

Сегодня проект глубоководного судоходного хода (ГСХ) Дунай - Черное море через гирло Быстрое предложен Украине самой природой. Не нужно бороться с илом, ветрами, течениями - достаточно углубить лишь несколько перекатов. Главная задача - сооружение подводного канала (3,1 км) на баровой (бар - устьевая отмель) части Быстрого. Реализация проекта, недавно утвержденного Кабмином, предполагает два этапа: первый (полугодичный) предусматривает пуск судов длиной 140 м и осадкой 5,85 м. Он обойдется в 38 млн. грн. После завершения второго этапа по каналу пойдут суда длиной до 215 м и осадкой 7,2 м. Общая смета - 145 млн. грн. Сроки ввода в эксплуатацию - через 3 года, время окупаемости - менее 10 лет.

Украинский канал в искусственной своей части будет намного короче румынского, что даст значительное (более 50%) снижение эксплуатационных затрат. Отсюда - уменьшение стоимости провода судов. Технические параметры канала и условия плавания в нем судов будут соответствовать европейским стандартам. Подтверждение тому - слова, сказанные на проходившем недавно в Одессе международном форуме "Дунай-2" (кстати, поддержавшем резолюцию о строительстве ГСХ Дунай - Черное море) представителем минтранса Словакии Стефаном Полхорским: "Я впервые в Украине и потрясен увиденным. Все объекты системы мониторинга навигации в зоне ответственности предприятия "Дельта-лоцман" соответствуют международным стандартам. Способна ли Украина обеспечить безопасность судов на Дунае? Уверен, что да".

Для справки: с 1999-го по 2002 год в Украине уже созданы и функционируют две автоматизированные системы мониторинга навигационной обстановки - в бугско-днепровском регионе и районе Севастополя. Первую как раз и имел в виду г-н Полхорский. То есть к
2005-му, когда судоходство на Дунае восстановится, Украина не только удовлетворит свой интерес, но и (чем черт не шутит?) предоставит возможность реанимировать программу СЭВ "Интерлихтер", которая, в свою очередь, позволит развиваться нашим устьевым портам на Днепре и Южном Буге и российским - на Азове. Тогда искусственная проблема Тузлы забудется, как кошмарный сон.

 

Новый адрес сайта http://odesskiy.com

Рейтинг@Mail.ru