Кира Муратова родилась 5 ноября 1934 года в бессарабском селе Сороки (ныне - Молдова). Изучала филологию в МГУ, в 1959 году окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
*** В 1961 году Кира Муратова стала режиссером на Одесской киностудии. Как сценарист и режиссер Муратова дебютировала в 1962 году, совместно с Александром Игоревичем Муратовым поставив короткометражный фильм «У Крутого Яра», а через два года, с ним же, сняв полнометражную ленту «Наш честный хлеб».
*** Свой первый фильм Кира Муратова назвала «Короткие встречи» - он и она, для любви – лишь секунды. Муратова сама сыграла там главную роль, ее партнером был Владимир Высоцкий.
В 1968-м Сергей Герасимов сказал про молодого режиссера Киру Муратову: «Она необычайно последовательно в своем желании понять человека».
После «Коротких встреч» были «Долгие проводы», дальше – опальные годы… Ее фильмы назвали «провинциальными мелодрамками» и запретили режиссеру Муратовой снимать на киностудиях Украины. Многолетний перерыв спровоцировал циничные, злые картины – «Среди серых камней» и «Перемена участи». Дальше, с эффектом взорвавшейся гранаты, - «Астенический синдром». За него в 90-м Муратова получила Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале.
Когда в 1995-м году режиссеру Кире Муратовой вручили сразу премию «Триумф» и две «Ники», она сказала «Не к добру все это. Закон природы – сколько в одном месте прибудет, столько в другом убудет». Она, без преувеличения, самый загадочный режиссер современности. Редко появляется на публике, редко дает интервью и продолжает с упорством снимать кино – на полуразрушенной Одесской киностудии.
Фильмы Киры Муратовой можно любить, можно ненавидеть, но не узнавать невозможно. Если нужно объяснить непосвященному, что такое авторское кино – достаточно показать ее картину. Любую и с любого места.
«Три истории», «Второстепенные люди», «Чеховские мотивы», недавний «Настройщик» укрепили муратовский культ, зафиксировали в общественном сознании, что ее картины – о том, как можно слушать и не слышать, что ее герои, как заклинание, будут в каждом фильме повторять слова и фразы.
Кира Муратова, режиссер: «Я не стремлюсь к злободневности, к журналистской публицистичности, я живу в этом времени…»
Муратова предпочитает не работать со звездами – ее актеры – малоизвестны или вообще любители. Впрочем, она открывала настоящие таланты – это Нина Русланова, Зинаида Шарко, Рената Литвинова.
Рената Литвинова, заслуженная артистка России:
«Она одновременно поет свою песню и одновременно все время делает совершенно разные картины. Я ее называю настоящей. Она моложе всех. Она рокер, панк. Очень дерзкая».
«Правды нет! – говорит Кира Георгиевна, – есть мироздание и его хаос!» Она всегда предлагает зрителю исцеление – электрошоком или путем патологоанатомического вскрытия – не суть. И на таких как она, сумасшедших и самостоятельных режиссерах, и держится то, что зовут искусством кино.
Фильмография:
1961 У крутого яра режиссер, сценарист
1964 Наш частный хлебрежиссер
1967 Короткие встречи актриса, режиссер, сценарист
1969 Опасные гастроли актриса
1971 Догие проводы режиссер
1978 Познавая белый свет режиссер, сценарист
1983 Среди серых камней режиссер, сценарист
1985 Я тебя помню монтажер
1987 Перемена участи режиссер, сценарист
1989 Астенический синдром режиссер, сценарист
1992 Чувствительный милиционер режиссер, сценарист
1993 Посторонний/ Жираф актриса
1994 Увлеченья режиссер, сценаристр
1997 Три истории режиссер, сценарист
2002 Второстепенные люди режиссер, сценарист
2003 Чеховские мотивы режиссер, сценарист
2004 Настройщик режиссер, сценарист
Короткие встречи (1967)
В тишине дома лопается гитарная струна. Гитара висит на стене в городском доме. Ее хозяин - геолог, он от дома далеко. Время от времени он возвращается. В доме ждет его жена. В экспедиции в геолога влюбляется девушка Надя из придорожной чайной. Она не знает его городской жизни. Она приходит в город, чтобы найти его, и - устраивается в доме его жены домработницей… Она уйдет из этого дома накануне возвращения геолога.
Главного героя сыграл Владимир Высоцкий, его жену - Кира Муратова. Девушку Надю - Нина Русланова, это ее первая роль в кино. Фильм получил приз "Ника" в 1987. Первый самостоятельный фильм "Киры Муратовой".
Долгие проводы (1971)
Мать вырастила сына одна. Он - смысл ее жизни, ее оправдание, ее стержень. Мальчик повзрослел и хочет уехать к отцу. Мальчика остановить невозможно, он уедет, мать понимает это. Долгие проводы - долгое прощание - попытка остановить время, удержать мгновение. Из мелодраматической темы вдруг вырастают иные: тема времени, безвременья, далекого исторического эха… Особенно - когда один из эпизодических персонажей начинает петь: "Белеет парус одинокий"…
Фильм был снят в 1971. В 1973 изготовили 535 копий, но в прокат не выпустили. Впервые показали лишь в начале перестройки, в 1987. В это же году фильм получил призы на кинофестивалях в Тбилиси и Локарно.
В этих фильмах нет лжи, в них - правда психологического состояния человека. Муратова это состояние останавливает и длит. Эффект такой, как если бы длился и длился какой-либо звук, застыв на одной ноте. Как канатоходец, замерший над пропастью. Эквилибристика, доступная только Кире Муратовой.
Среди серых камней (1983)
Для сына судьи дети нищего - дурное общество. Но он бывает счастлив в этом обществе. Его отец живет прошлым, воспоминаниями об умершей жене… (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").
Фильм, лишенный сентиментальности первоисточника, кино-начальники попытались исправить. Кира Муратова сняла свое имя с титров. Таким образом на свет явился режиссер Иван Сидоров.
Астенический синдром (1989)
В первой, черно-белой, части показано состояние женщины, потерявшей мужа. Во второй части, цветной, - состояние человека, теряющего себя. Состояние общества, теряющего себя.
Врачи пишут об астеническом синдроме, в частности, следующее: "…непереносимость яркого света, громких звуков и резких запахов… возникает поток ярких образных представлений. Возможны также наплывы посторонних мыслей и воспоминаний, непроизвольно появляющихся в сознании больного". Фильм Киры Муратовой "Астенический синдром" часто определяют как диагноз. Фильм вышел на экраны в 1989-м. Советское общество находилось в предсмертной агонии. Зрители, увидевшие фильм в 89-ом, испытали шок. Кира Муратова говорила: "…после "Астенического синдрома" у меня был довольно длительный период отчаяния, когда мне казалось, что некуда идти и нечего говорить, потому что все сказано".
В 1990 фильм получил призы: на фестивале в Западном Берлине, "Нику", "Созвездие".
Чувствительный милиционер (1992)
Милиционер Толя находит в капусте младенца. Толя и его жена Клава решают ребенка удочерить. Одинокая врачиха тоже жаждет удочерить младенца…
В этом фильме Кира Муратова "попыталась найти утешение, реальное или хотя бы иллюзорное". Она говорила: "этот фильм - удовольствие формы". О его героях: "люди в розовом свете". О его замысле: "мы тогда вспоминали про индийское кино".
Критики писали о фильме как о "галерее мнимо жизненных персонажей", как об истории "из жизни марионеток", отмечали механистичность стиля, искусственность. С другой стороны, видели, с каким удовольствием на персонажи "надеваются маски" (а не срываются, как в фильмах-разоблачениях). Критики искали в фильме подвох, зрители находили в нем чувствительную комедию. Не без иронии чувствительную, конечно.
Фильм получил приз "Кинотавр" на фестивале в Сочи в 1992.
|