В 1870—80 гг. одесский физик Краузе сконструировал аппарат
для проекции диапозитивов, при помощи которого на экране демонстрировалось изображение движущихся человеческих фигур и экипажей. 20 сентября 1888 г. Краузе дал жителям Харькова «оптико-физическое представление движущихся художественных «туманных картин», показав виды Харькова, Крыма, Кавказа. 13 мая 1889 г. состоялось представление «художественно-световых картин» Краузе в Казани. «В трех отделениях программы зрителей пленяли видовые картины, юмор, фантастика. В декабре 1890 г. в городском театре Владикавказа Краузе показывал «туманные картины» о кавказской выставке в Тифлисе, о чудесах и тайнах океана, юмористические и фантастические сцены с «движениями и перемещениями».
9 января 1894 года сын крепостного крестьянина Иосиф Тимченко,
бывший ученик мастерской Императорского Харьковского университета, проработавший на судостроительном заводе в Одессе и избранный механиком Императорского Новороссийского университета, представил свой аппарат с механизмом прерывистого движения ленты с проекцией на экран. Презентация проходила на съезде русских естествоиспытателей и врачей в Москве. На экране демонстрировались сцены «Скачущие кавалеристы» и «Метатели копья»…
Нетрудно заметить, что оба украинских изобретателя явили миру свои движущиеся картинки значительно раньше легендарного сеанса братьев Люмьер. Но история распорядилась так, что именно люмьеровский поезд, которым братья напугали публику в парижском «Гранд-кафе» 28 декабря 1895 года, ознаменовал рождение нового искусства.
Впрочем, историю творим мы сами. И сами отвечаем за сделанное. Или несделанное. Например, за то, что украинцы так и не сумели отстоять свое первенство в области киноизобретений. Как не сумели уберечь свое кино, чья полноценная жизнь зародилась в последней четверти XIX века. Первым кинооператором в Российской империи (!) был харьковский фотограф-художник Альфред Федецкий. Газета «Южный край» от 30 сентября 1896 г. сообщает: Федецкий «заснял на кинематографическую пленку перенесение иконы Озерянской Божьей Матери по ул. Екатеринославской на протяжении 1,5 минуты». Это были первые киносъемки на территории России, сделанные отечественным оператором.
Эти и множество других фактов изложены в книге киноведа Владимира Миславского «Кино в Украине 1896—1921 годов», вышедшей недавно в харьковском издательстве «Торсинг». Тираж — 500 (!?) экземпляров. Спроса что ли нет на такое издание?.. Книга Миславского уникальна по количеству собранных в ней архивных данных, многие из которых, равно как и ряд фотографий, увидели свет впервые. Работа харьковского киноведа, носящая справочно-информационный характер, содержит ценнейшие материалы по наименее исследованной области отечественного киноведения – ранней киноистории Украины. В книге рассматриваются процессы развития кинохроники, просветительного и игрового кинематографа, излагается история отечественного кино периодов Первой мировой и Гражданской войн, Февральской и Октябрьской революций, зарождения государственного кинематографа во времена УНР и Гетмантства, рассказывается о судьбах киноэмиграции. Впервые проведено исследование процессов формирования киноаудитории, эволюции кинотеатрального бизнеса и кинообразования.
Материалы по теме «Кино в Украине 1896—1921 годов» Владимир Миславский, выпускник ВГИКа, начал собирать с середины 1980-х.
А идея написания книги, по признанию автора, родилась в конце
1990-х, «когда интерес к национальному историческому наследию стал очевиден». В итоге его труд вобрал 187 биографических статей о творческих работниках, 362 аннотированные статьи об игровых фильмах, 769 аннотированных статей о документальных фильмах. Читатель сможет узнать, какие произведения украинской литературы чаще всего экранизировались на российских киностудиях, какие фильмы выпускались на российских же студиях в Украине в период Гражданской войны, как проходили киносеансы в то далекое время, как отражала жизнь «синемы» тогдашняя кинопресса. Узнать о том, что благоприятные условия для развития украинского кинематографа впервые возникли сразу после образования Центральной Рады — в марте 1917-го. Именно в период Гетманства в Украине попытались создать отечественную кинематографию на государственном уровне. Была организована Кинематографическая секция, «которая планировала использовать кинематограф в просветительских и пропагандистских целях: производить научные фильмы, снимать местную хронику, открывать кинотеатры для показа научных и игровых фильмов с титрами на украинском языке».
Поскольку история развивается по спирали, будем надеяться, мы доживем до витка, на котором наши нынешние правители уразумеют то, что первым делом уяснило для себя правительство Украинской Народной Республики. Если совсем уж скрупулезно следовать исторической хронологии, ждать осталось девять лет. Потому как нынешнее кинопроизводство аккурат вышло на показатели 1908 года, когда в Украине было произведено целых две «фильмы».
---------------------------------------------------------------------------------
Елена ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Где родилось кино? Говорят, в Париже, в 1895 году, когда
братья Люмьер впервые продемонстрировали "живые картинки".
Однако наши исследователи утверждают: за два года до первого
парижского киносеанса в гостинице "Франция" на углу Дерибасовской и Колодезного переулка чудо-картинки демонстрировал механик Новороссийского университета Иосиф Тимченко.
Но даже если великодушно уступить пальму первенства французам, то и тогда на долю Одессы выпадет немалое число киноподвигов. Знаменитый режиссер Григорий Козинцев утверждал, что в 20-х годах никто не мог считать себя полноценным кинорежиссером, если не снял хотя бы один кадр в Одессе. И действительно, можно насчитать немалое количество знаменитых лент, в том числе и ставших классикой мирового кино, которые полностью либо частично были сняты в нашем городе.
Первое название, которое приходит на ум, это, конечно, "Броненосец Потемкин" – один из лучших фильмов всех времен и народов. А сцена расстрела на Потемкинской лестнице – абсолютный шедевр режиссерского мастерства; ее в обязательном порядке изучают во всех на свете киношколах. А ведь есть еще "Ночной извозчик" Григория Тасина,
"Человек с киноаппаратом" Дзиги Вертова, "Жажда" Евгения Ташкова, "Астенический синдром" Киры Муратовой и многие другие
фильмы, снятые в нашем городе. А сколько киномастеров родились или получили признание именно в Одессе! Вот и хочется напомнить о тех одесситах, кто стал кинознаменитостью. Список этот далеко не полон:
в него автор включил только тех, кто родился в Одессе и добился впоследствии международного признания. Исключения сделаны только
для западных звезд, имеющих явные одесские корни.
Леонид ТРАУБЕРГ. Один из классиков мирового кино, соавтор Григория Козинцева по созданию таких шедевров немого кинематографа, как "Шинель", "СВД", "Новый Вавилон". Последний фильм, будучи восстановленным полвека спустя, произвел фурор в мировых кинокругах. Фурор же отечественный произвела трилогия о Максиме, от которой осталась на все века и времена лихая песенка про то, как "крутится, вертится шар голубой".
Кроме того, Леонид Захарович может считаться "дедушкой" десятков знаменитых советских актеров и режиссеров. Ведь именно у него с
Г. Козинцевым учился Сергей Герасимов – воспитатель целой плеяды советских кинодеятелей от Сергея Бондарчука до Николая Еременко-младшего. Кроме того, Л. Трауберг был инициатором создания Высших режиссерских курсов, где также получили образование десятки будущих мастеров кино. Без преувеличения можно сказать, что ни один советский фильм не обошелся без участия "детей" и "внуков" старого одессита.
Марк ДОНСКОЙ. В отличие от Л. Трауберга никогда не хвастал своим одесским происхождением. В историю мирового кино он вошел как автор трилогии о Горьком, которую итальянские кинематографисты считали одним из источников своего неореализма. Не менее знаменитой стала и снятая в трагические дни Великой Отечественной "Радуга" с гениальной актрисой Натальей Ужвий в главной роли. Этот фильм буквально потряс американцев, и, как утверждают некоторые специалисты, способствовал в известной мере ускорению открытия второго фронта. Существует легенда, будто "Радуга" была удостоена премии "Оскар" как лучший иностранный фильм года, но официальные источники этого не подтверждают.
Роман КАРМЕН. Сын одесского журналиста и писателя Лазаря Кармена перенял у отца тягу к документальности, став одним из самых знаменитых режиссеров за всю историю документального кино. Впервые прославился, снимая гражданскую войну в Испании. Во время Великой Отечественной все время находился на передовой, сохранив со своими соратниками поистине бесценные свидетельства трагического времени. Но истинно мировая слава пришла к Р. Кармену после того, как под его руководством была снята двадцатисерийная документальная эпопею "Неизвестная война" ("Великая Отечественная"). Считается, что эта лента раскрыла глаза миллионам американцам на истинный характер Второй мировой.
Николай ГУБЕНКО. История его жизни сама по себе достойна фильма. Родился в осажденной Одессе, рано остался без родителей, воспитывался в интернате. Рано почувствовал тягу к актерству. На профессиональную сцену вышел впервые в одесском Театре юного зрителя. Отслужив там два сезона, подался в Москву, где поступил во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. После окончания вуза попал в создающийся Театр на Таганке, где сразу же выдвинулся на первые роли. Сыграл несколько громких премьер, параллельно снявшись в ряде фильмов, самый известный из которых "Застава Ильича" ("Мне двадцать лет") М. Хуциева. В конце 60-х оставил театр и снова пошел учиться во ВГИК, но уже на режиссера. Снял несколько фильмов, лучший из которых "Подранки", где с потрясающей силой рассказал о своем одесском детстве. Однако в историю Н. Губенко вошел не только благодаря своим актерским и режиссерским достижениям, но и как последний министр культуры СССР.
Валерий ТОДОРОВСКИЙ. Свое детство провел в доме напротив киностудии, где работал в ту пору его отец – известный режиссер Петр Тодоровский. Гены взяли свое. Валерий Петрович вот уже полтора десятка лет считается одним из лидеров современного российского кино, причем не только как режиссер, но и как продюсер. Фильмы, снятые им или при его продюсерском участии, не раз удостаивались премий на престижных кинофестивалях. Сегодня Тодоровский-младший – одна из знаковых фигур российского кино, каковой, судя по всему, и останется в истории.
Ирина АПЕКСИМОВА. Выпускница знаменитого театрального класса
37-й школы стала затем одной из ведущих молодых героинь МХАТа позднеефремовского периода. Сперва прославилась тем, что сыграла главную роль в фильме великого французского кинорежиссера Жан-Люка Годара – честь, которой удостоились очень немногие актрисы. Но не только творческими достижениями знаменита наша землячка. Ввиду чрезмерной
(с точки зрения руководства МХАТа) самостоятельности была уволена из театра с нарушением законодательства. На суде сумела доказать свою правоту, создав уникальный в истории отечественного театра прецедент. Правда, сразу после восстановления на работе подала заявление об уходе. Активно снимается в сериалах, в частности, в таком культовом, как
"День рождения Буржуя", благодаря которому наконец-то стала широко известна и отечественному зрителю.
Марк РУДИНШТЕЙН. Не став актером, он нашел себя в качестве продюсера и организатора кинофестивалей. С именем нашего земляка связаны такие фестивали, как "Кинотавр", "Лики любви". В 1994 году Рудинштейн провел в Одессе третий по счету "Золотой Дюк", и сейчас идут разговоры, что он попытается возродить этот фестиваль.
Керк ДУГЛАС. Родился вроде бы в Америке, но родители выходцы из Одессы. По поводу истинных фамилии-имени- отчества кинословари расходятся во мнениях, но все варианты (наиболее распространенный – Иссур Демски) за версту отдают одесским духом. Один из самых знаменитых актеров за всю историю американского кинематографа, к тому же отец не менее знаменитого Майкла ДУГЛАСА, который, таким образом, также имеет одесскую родословную.
Сильвестр СТАЛЛОНЕ. Сокрушитель скул и челюстей на экране, Рембо и Рокки, в жизни является если не интеллектуалом, то уж, во всяком случае, весьма образованным человеком. По всей видимости, сказываются гены прадедушки, который, по утверждению мамы актера, родился в Одессе, здесь изобрел каретку для пишущей машинки и уже с этим изобретением отправился в Соединенные Штаты. Сам Сильвестр о своих корнях почему-то никогда не вспоминал, зато это охотно делает его мама, которая уже дважды успела засветиться на родине предков.
Список этот далеко не полный и, конечно, не завершен. В частности, сюда можно было бы включить звезд современных телесериалов Татьяну Лютаеву, Нонну Гришаеву, вечно молодую Наталью Гвоздикову, одного из ведущих российских продюсеров Сергея Члиянца и других. Будем надеяться, что уже в скором времени он пополнится еще немалым количеством кинодарований с мировым именем.
------------------------------------
Подготовила Елена ДАРАКОВА.
Известно ли вам, что кинематограф родился в Одессе?
Нет, это не опечатка и не образное высказывание, а вполне реальный факт. И пусть весь мир пребывает в уверенности, что изобрели первый киноаппарат французы Луи-Жак и Огюст Люмьеры (свое изобретение они запатентовали в феврале 1895 года), истинные исследователи истории кино знают и о другом событии, которое произошло годом раньше в Одессе.
Механик-самоучка Новороссийского университета Иосиф Андреевич Тимченко на девятом съезде врачей и естествоиспытателей продемонстрировал свой аппарат для показа движущихся фотографий. Об этом был составлен протокол, где были записаны также слова благодарности и восхищения делегатов, видевших «кино». К сожалению, никто не подумал тогда о патенте.
Тем не менее кинематограф у нас начал развиваться довольно скоро после указанных событий. В 1912 году одесситы увидели картину «Одесские катакомбы», снятую на первой в городе кинофабрике «Мирограф». А в 1917 г. на Французском бульваре появилась «фабрика кинематографических картин», которая была национализирована спустя два года.
Здесь блистала Вера Холодная, начинал свою творческую деятельность Александр Довженко, в разное время работали Василий Шукшин, Петр Тодоровский, Владимир Высоцкий, Станислав Говорухин и многие другие известные режиссеры и актеры.
Чем живет Одесская киностудия сегодня — во времена далеко не лучшие в жизни украинского кинематографа и культуры в целом? Об этом наш разговор с ее генеральным директором Тамарой ЯВОРСКОЙ. — Тамара Алексеевна,в средствах массовой информации то и дело появляются сообщения о том, что вы что-то снимаете. Несмотря на трудности в отечественной кинематографии, Одесская киностудия, кажется, все еще «на плаву»? — Действительно, без работы мы не сидим. Если говорить о проблемах, то они возникают тогда, когда нет достаточных объемов для кинопроизводства. Заказ Министерства культуры Украины составляет порядка 2 — 3 картин в год, конечно, этого недостаточно для работы
студии. Выживать помогают дополнительные заказы, которые мы
ищем и привлекаем сами. Очень часто обращаемся за помощью к нашим «одесситам» (как я называю бывших работников Одесской киностудии, которые живут и работают сейчас в России). К их чести
надо сказать, что они не отказываются нам помочь. В прошлом году
по моей просьбе приезжал Станислав Говорухин, снимал части фильма «Благословите женщину», одесситы первыми увидели премьеру картины, а сейчас она с успехом идет на российских киноэкранах. Недавно закончили съемки четырехсерийного телефильма «Личная жизнь», чем обязаны Петру Ефимовичу Тодоровскому и его жене Мире Григорьевне — она достаточно известный в Москве продюсер и с ней у нас договоренность еще на два заказа до конца года. Недавно закончили снимать для немцев
«12 стульев». Вот такие дополнительные объемы и помогают в некотором смысле безбедно жить. — Насколько безбедно? — Коллектив вовремя получает зарплату, платим налоги, оплачиваем коммунальные услуги, немного выкраиваем и на развитие — переоснастили звукоцех, частично операторский цех, имеем оборудование, которого нет на других студиях, при помощи Говорухина приобрели кое-что из осветительной техники... — Выходит, что нашим киношникам помогают их же коллеги. А как складываются отношения со спонсорами, меценатами? — Меценатства у нас пока нет. А если и есть какая-то помощь от частных лиц, то она не очень заметна, кино — все-таки дорогостоящее производство, и рассчитывать на то, что кто-то даст деньги только потому, что мне хочется снять такой-то фильм, было бы наивно. Да, в России есть много спонсоров, но они свои деньги возвращают и при этом что-то зарабатывают. Если бы я пришла, к примеру, и сказала: «Ребята, давайте сделаем проект. Не обещаю, что вы много заработаете, но точно ничего не потеряете и при этом поможете культуре», думаю, нашлись бы желающие и у нас. Но, к сожалению, наши украинские фильмы пока неокупаемы. — Тогда в чем причина такой невостребованности — в низком качестве фильмов или, например, в том, что рынок уже заполнен иностранным продуктом? — Вы затронули больную тему. Что касается качества,профессионализма нашего кино, то они достаточно высоки. Творческий потенциал у нас большой, и это не просто слова, половина нашей студии сегодня работает в Москве. Но украинский зритель еще не готов платить за отечественное кино столько, сколько оно стоит. Приходится ориентироваться на внешний рынок, ту же Россию, Польшу, Чехию, Словакию. А с другой стороны, действительно, наш прокат заполнен дешевыми американскими фильмами, которые покупаются по очень низким ценам. В этом замешана не только экономика, но и большая политика, в подробности которой сейчас не хотелось бы вдаваться. Конечно, наша страна должна ограничить показ этой продукции. Или же определенный процент прибыли со всего иностранного проката направлять на развитие отечественного кино. Казалось бы, элементарные вещи, сколько об этом говорится, а законов как не было, так и нет. — Тамара Алексеевна, позвольте затронуть еще одну больную тему. Говорят, Министерство культуры отказало коллективу в просьбе присвоить киностудии статус национальной? — Официального ответа — положительного или отрицательного — мы пока не получили. Действительно, мы совместно с Союзом кинематографистов подавали ходатайство о присвоении статуса национальной, но не с целью добиться каких-то льгот, дополнительного финансирования. Думали, что это звание поможет не допустить приватизации киностудии. Однако закон не дает гарантии, что этого не произойдет. Единственным гарантом было вхождение в список объектов, не подлежащих приватизации, из которого киностудия вышла по собственной инициативе. Конечно, коллективу хотелось бы иметь такой статус в любом случае, ведь это старейшая киностудия страны... — Значит ли сказанное, что ваш коллектив категорически против акционирования? — Акционирование нужно рассматривать в конкретном предложении. Если в целом говорить о том, чтобы отдать студию в частные руки, то я категорически против. Ведь неясно, кто станет нашим хозяином, как новый собственник будет использовать студию. Возможно, его привлекает территория на Французском бульваре. Или он хочет сделать здесь летнюю базу, находиться в Америке, Израиле или той же Москве, а сюда изредка приезжать когда-то что-то поснимать. Такое акционирование не может нас устроить. Со своей стороны мы предлагаем государству отдать студию коллективу в аренду, скажем, на пять лет с правом дальнейшего выкупа. Мы могли бы создать ЗАО из работников студии, членов Союза кинематографистов, людей неравнодушных к кино и заниматься любимым делом, развивая базу киностудии и находясь при этом под контролем. — Возвращаясь, собственно, к кино... Традиционный вопрос — о творческих планах? — Недавно мы вернулись с Ялтинского кинофестиваля продюсерского кино, куда возили два фильма — «Чеховские мотивы» Киры Муратовой и «Вышивальщицу в сумерках» Николая Седнева. Главные «сувениры», которые я традиционно привожу из Ялты, — это договора о совместных проектах с министерством культуры России. Картину «Настройщик» уже начала снимать Кира Муратова. До конца года поступят еще два заказа от российского министерства культуры. Также у нас выполняется государственный заказ — фильм «Кредитка», над которым работает Леонид Павловский. В конце сентября московский продюсер Сергей Кучков пришлет сюда три телевизионных проекта. Работает над сценарием фильма об оперном театре Петр Ефимович Тодоровский, надеемся, что вскоре он будет у нас сниматься. Хотелось бы, чтобы было больше отечественных заказов, которые смогли бы посмотреть украинские зрители. Культуру, кино нельзя оставлять на потом — ведь они способны изменить всю нашу жизнь.
.
|