Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ОДЕССКИЙ КОНЬЯЧНЫЙ ЗАВОД "ШУСТОВ"

 
ЗАО "Одесский коньячный завод"
Украина, г. Одесса, ул. Мельницкая, 13
e-mail: marketing@shustov.com
интернет: http://www.shustov.com/

Давние традиции, современные технологии, собственные виноградники, высокопрофессиональный менеджмент — все это вывело Одесский коньячный завод в лидеры украинского рынка коньяка

Приглянулась Шустову Одесса
Благодатные почвы и южное солнце подарили одесситам такое благо, как виноград, а близость моря — уникальную возможность поведать всему миру о щедрых дарах украинской земли. Не зря в этих краях уже в 1863 году возник коньячный завод. Именно здесь впервые на территории нашей страны начали производить коньяки по классической французской технологии, а их высокое качество получило международное признание. И не случайно в него со временем вложил деньги метр коньячного производства господин Шустов. Судя по цифрам, он не пожалел об этом: уже в 1911 году из Одесского порта за границу было отправлено 44 процента всего российского экспорта спиртного. К началу Первой мировой войны на Одесском коньячном заводе Шустовых трудились 80 человек, а годовая производительность составляла 700 тысяч рублей.
По этим показателям Одесский завод занимал второе место после Ереванского.

Много взлетов и падений претерпел с тех далеких времен Одесский коньячный завод, впрочем, как и вся страна. Из-за печально известной антиалкогольной кампании 1980-х годов он лишился сырья для производства своей продукции — на Украине были выкорчеваны виноградники. Но даже
в таких условиях завод продолжал работать и наращивать объемы производства. Так, в 1999 году объем производства уже составил
615 тысяч дал — 57,5 процента от общего выпуска коньяков в Украине.

В декабре 2002 года предприятие получает статус закрытого акционерного общества, что открывает перед ним новые финансовые и производственные возможности. По оценкам аналитиков, продукция ОКЗ занимает около 27 процентов отечественного рынка коньяка.
ОКЗ внедрил в производство энергосберегающие технологии.

На предприятии — самый крупный и современный цех коньячного спиртокурения в Европе. В нем — 16 аппаратов-аламбиков, смонтированных французской фирмой «Прюло». Все процессы компьютеризированы, что гарантирует безопасность и полностью исключает субъективный фактор. Если раньше практически все зависело от человека, то сейчас компьютер не позволяет допустить даже малейшую ошибку.

Одесский коньячный завод является предприятием полного цикла по производству коньяков. То есть, все стадии производства коньяков — от виноградных саженцев до выдержки спиртов и розлива коньяков в бутылки — производятся на одном предприятии. Это касается и водочного производства: ОКЗ выращивает пшеницу сорта, который специально подобран для получения высококачественного спирта. А на спиртзаводе экологически чистое производство из натурального солода сочетается с самыми современными и точными методами контроля.

В арсенале ОКЗ — новый водочный цех, где по классической технологии с многоступенчатой системой очистки на лучшем березовом угле создаются водки ТМ «Шустов».

«Королевская персона», «Шустов ESTE» и другие
Сегодня завод выпускает 23 наименования ординарных и марочных коньяков, 13 наименований водок и 14 — шампанского. Разумеется, это не предел, и специалисты ОКЗ работают над усовершенствованием существующих линеек и созданием новой продукции.

Так, в начале лета 2005 года стартовал совместный проект ЗАО «Одесский коньячный завод» и ЗАО «Одессавинпром». В результате коньячный рынок пополнился новинкой — коньяками от ОКЗ под торговой маркой «Французский Бульвар», известной тихими и шампанскими винами. Все коньяки изготовлены по классической французской технологии — дистилляцией в аппаратах-аламбиках и последующей выдержкой в дубовых бочках.

«Французский Бульвар» — коньяки, в букете которых сочетаются классический и южный стили этого напитка. Эффект заключается в искус-стве составления купажей и использовании коньячных спиртов разных лет выдержки. Так, на рынок вышли коньяки «Французский Бульвар Три звездочки», «Французский Бульвар Четыре звездочки» и «Французский Бульвар Пять звездочек». Позже к ним присоединились марочные коньяки «Королевская персона» и «Франсуа Нуво».

А в начале 2006 года в продаже появилась линейка нового элитного коньяка от ЗАО «Одесский коньячный завод» — «Шустов ESTE». Таким образом, коньяки ТМ «Шустов» заняли абсолютно все ценовые ниши рынка. В линейке «Шустов ESTE» присутствуют следующие позиции: V.S.O.P., V.V.S.O.P., X.O.

Коньяк «Шустов ESTE» обладает тремя категориями возраста, каждая из которых характеризуется своеобразным ароматом и особенным вкусом. «Возраст смысла» — коньяк с тонким ароматом орхидеи, с лёгким ореховым оттенком мягкого вкуса. «Возраст чувств» — коньяк с нежными тонами ароматов цветения абрикосовых и персиковых деревьев, с приятным плодово-цветочным вкусом. «Возраст понимания» — коньяк с богатым сочетанием разнообразных ароматов, среди которых преобладают медово-кремовые тона и пикантный медово-шоколадный вкус.

Сегодня в Украине не так уж много достойных элитных отечественных коньяков. Производство коллекционных коньяков ограничено нехваткой старых спиртов у большинства украинских производителей. Наличие таких коньяков в ассортименте предприятия повышает престиж всей его продукции и говорит о подлинности истории предприятия. Добавим к этому, что разливаются коллекционные коньяки вручную, т.к. оформление их требует чувствительных человеческих рук.

Вскоре на полках отечественных маркетов появятся коньяки «Француз» от ТМ «Французский Бульвар»: «Француз V.S.», «Француз V.S.O.P.».
Одесситы прекрасно понимают, что вывод нового бренда на рынок в нынешних условиях — довольно сложная задача. Ведь из-за невозможности дальнейшего экстенсивного роста, конкуренция сосредоточилась на перераспределении рыночных долей. Поэтому новый бренд должен обладать силой, способной вызвать эмоциональную привязанность потребителей к напитку, отличаться уникальными свойствами от продукции других предприятий.

На VI Международном дегустационном конкурсе, проходившем в Одессе в феврале 2006 года, продукция ОКЗ завоевала Гран-при (коньяк «ESTE X.O.») и 6 золотых медалей, 4 из которых были присуждены коньячной продукции («ESTE V.V.S.O.P.» и «ESTE V.S.O.P.», «Коньяк Одесский 3*», серия коньяков «ESTE» ТМ «Шустов» за внешнее оформление).

Производство коньяка за 2005 год составило 530 тысяч дал — на 8 тысяч дал больше показателей предыдущего года.

Водочный портфель Одесского коньячного завода представлен известной линейкой водок «Шустов». А премиум-класс — водками «Шустов Люкс» и «Шустов Премиум».

В конце прошлого года водочный ассортимент ОКЗ пополнился брендом «Шустов Select», в который входят «Первая винтажная», «Злаковый бленд» и «Рябина». Кстати, первые две водки отмечены золотыми медалями VI Международного дегустационного конкурса, проходившего в Одессе.

Шампанское представлено 14 наименованиями. В его ассортиментный ряд входят: «Французский Бульвар — Люкс» полусладкое (белое, розовое, красное); «Советское» полусладкое, сладкое, полусухое, сухое, брют; вино игристое «Красное» полусладкое, сладкое, полусухое; вино игристое «Розовое» полусладкое, сладкое, полусухое.

Производство шампанского в прошлом году составило 171 тысячу дал, что на 22 тысячи дал больше, чем в 2004 году.

Стратегическое развитие ЗАО «Одесский коньячный завод» предусматривает также освоение новых продуктовых ниш — производство премиальных наливок, настоек, ликеров, бальзамов, сувенирных наборов в бутылках емкостью 0,05 литра.

Виноградники в Долине Большой Любви
Коньяк — это не только набор физико-химических параметров, но еще вкус и аромат. Такое возможно лишь в том случае, если крепкий напиток делают из винограда той местности, где и налажено производство. Из привозного сырья элитарного напитка не получится. Именно поэтому в 1998 году в Большой долине, которая раньше носила поэтическое название Гросслибенталь (в переводе с немецкого — Долина Большой Любви) появились первые саженцы. Так на Одесском коньячном заводе был создан агросектор: теперь здесь на 870 гектарах земли выращивают элитные сорта винограда.

В планах завода — расширить площадь виноградников до тысячи гектаров. Чтобы виноградники изначально были здоровыми, завод закупал саженцы во Франции, во всемирно известном питомнике «Hyacinthe Raymond» (именно фирма мсье Раймонда еще во времена царской России одной из первых ввела прогрессивные технологии производства посадочного материала в Бессарабии и на территории нынешней Одесской области). Сегодня посадочный материал закупается в Германии. Причем это не просто саженцы, а клоновый сертифицированный материал. Эти саженцы создаются годами.

Кроме этого, руководство ОКЗ приняло решение производить собственные саженцы. И в 2002 году по методике, разработанной одесскими учеными, в новом питомниководческом комплексе начали выращивать лозу в цеолитовом субстрате. Это, а также современные методы диагностики заболеваний винограда и новые прогрессивные технологии прививки позволяют получать до четырех миллионов безвирусных генетически чистых виноградных саженцев в год.
Виноградари говорят, что лозу необходимо сажать исключительно в твердую почву. Только страдая, лоза может дать качественную ягоду для виноделия. Но, помимо нужной почвы, винограду необходимы еще солнце и вода. О последней, в частности на 170 гектаров виноградников, заботится современнейшая система капельного орошения с компьютерным управлением. Под каждый куст подведена трубочка с водой и минеральными удобрениями. Компьютер рассчитывает, сколько и куда нужно воды.

А за «здоровьем» винограда на плантациях ОКЗ «следят» розы. Возле каждого куста винограда посажен розовый куст. Доказано, что он болеет тем же, что и лоза, но симптомы проявляются на семь дней раньше. Значит, у виноградарей будет время, чтобы спасти саженцы и взрослые кусты.
Благодаря современным технологиям выращивания, а еще огромной любви одесситов к виноградарству, на плантациях ОКЗ удается собирать гроздья с содержанием сахара не менее 18 процентов, а на отдельных участках — 20-21 процент, с отличной кислотностью. Причем даже в неурожайные годы, при большом количестве осадков и слабой солнечной активности.
В чем заключаются конкурентные преимущества Одесского коньячного завода? Прежде всего, здесь налажен полный цикл производства. Начиная с подбора и посадки виноградных саженцев. Одесситы отлично понимают, что из винограда низкого качества хороший напиток сделать невозможно. Добавьте к этому традиционные технологии, которые нарабатывались в Одессе на протяжении многих лет, использование негибридных сортов винограда — все это гарантирует безопасность продукта для нашего здоровья. Да и запасы старых спиртов, которые являются основой для производства элитных коньяков, обеспечивают постоянство вкуса всей линейки. И, наверное, самое главное, чем выгодно отличается ОКЗ от других украинских предприятий отрасли — своей славной 143-летней историей. Ведь богатые традиции, большой опыт, когда знания, профессиональное мастерство передаются от отцов — детям, от поколения к поколению, наполняются, становятся реальной производственной и моральной силой только в условиях продолжительной непрерывной работы производителя. То есть, можно смело говорить об «одесской школе» мастеров коньячного производства.
===================================================
Андрей ПРОЦЕНКО


В конце XIX века товарищество "Н.Л. Шустов с сыновьями", кроме завода в Москве, владело "Коньячным заводом" в Кишиневе, "Коньячным и Водочным заводом" в Ереване. До этого времени коньячного производства России практически не было, ром и коньяки ввозили в страну из-за заграницы, в основном из Франции.

Для производства отечественных вин и коньяков необходимо было новое оборудование, особенно важно было иметь спиртохранилища. Нужны были огромные вложения капитала. Но это не останавливает предприимчивых Шустовых. Вскоре на Ереванском заводе начинают перегонять коньячный спирт на лучших французских коньячных аппаратах. И вот в результате в 1900 году фирма Шустовых получает свой первый Гран-при на всемирной выставке в Париже. Шустовские коньяки были крепкими и при этом мягкими, имели великолепный букет и высоко ценились в мире. За десять лет - десять высших наград на всемирных выставках в Лондоне, Париже, Глазго, Турине, Милане, Льеже, Неаполе.

К началу 1914 года фирма Шустовых контролировала основную долю продажи коньяков, ликеров, водок и вин в Москве и других городах.
Новые заводы открывались в Смоленске, Нижнем-Новгороде, Ташкенте, Кюрдамире, Самарканде, Варшаве. Агентства фирмы были в Вене, Париже, Лондоне, Льеже, Вильно, Нью-Йорке.

Чем же Одесса привлекла метра коньячного производства? В первую очередь морским портом. И, как выяснилось, не зря. В 1911 году из одесского порта за границу было отправлено 44% всего российского экспорта спирта.

Кроме того, Одесса всегда славилась большим количеством винограда и предприимчивыми людьми: здесь работали заводы по производству бутылок и пробок, в мастерских делали дубовые бочки для выдержки спиртов. К началу первой мировой войны на Одесском заводе Шустовых работали 80 человек. Годовая производительность составляла 700 тыс. рублей. Иначе говоря - Одесский завод занимал второе место после Ереванского.

23 января 1905 года в Одессе открылась единственная в России станция виноградарей и виноделов. Руководил ею В.Е. Таиров . Огромную поддержку в открытии станции оказала фирма Шустовых. Станция издавала книги, брошюры, справочники по виноделию, готовились специалисты на местах, обслуживала все винодельческие районы страны. На Миланской выставке станция была награждена золотой медалью . В 1911 году - высшие награды на Дрезденской , Туринской , Санкт-Петербургской выставках .
Шустовы придавали большое значение рекламе своей продукции. «Золотой колокол» - фирменный знак Шустовых - можно было видеть в центральных и провинциальных газетах и журналах. Желание купить именно эту продукцию вызывало изображение на этикетках горностаевой императорской мантии с российским троном, скипетром и надписью «Поставщики двора Его Императорского Величества» .
В неспокойные годы революции на заводах Шустовых не было стачек, т.к. зарплата рабочих была вполне приличной и выплачивалась вовремя.
В Одессе, к примеру, была даже создана больничная касса рабочих коньячного завода.

В связи с началом первой мировой войны была запрещена продажа алкогольных напитков, и 20 июня 1914 года Одесский коньячный завод Шустовых закрылся. После многочисленных ходатайств деятельность завода возобновилась, но производительность значительно упала.

Октябрьская революция отняла у Шустовых все надежды на восстановление коньячного производства в стране. В 1917 году по декрету советской власти фирма Шустовых с заводами в Москве, Ереване, Одессе и других городах была национализирована, иначе говоря, заводы были разграблены или не работали, т.к. не хватало сырья. Во время гражданской 1917-1921 г. Одесский коньячный завод был полностью разграблен и разорен. Однако в Армении из существовавших там 15 коньячных заводов продолжал работать только завод Шустовых. Пользуясь тем, что не вся территория страны была захвачена большевиками, Шустовы старались вывезти и реализовать запасы элитного коньяка. Однако советская власть не позволила этого, конфисковав завод Шустовых , причем отняла у хозяев 50% спиртов, выкуренных еще до 1917 года.

В годы Советской власти Одесский коньячный завод одним из первых возобновил производство вин и коньяков. В 1929 году здесь выпускалось
39 наименований продукции: вина, коньяки, виноградные водки, аперитивы, пунши, наливки - причем производилось все это по собственным рецептам. Все складывалось как нельзя лучше, но тут грянула Великая Отечественная война. Завод, конечно же, много сделал для приближения победы: во время обороны города на заводе получали медицинский спирт и разливали в бутылки горючую смесь. А перед уходом советских войск слили на землю все запасы вин и спиртов.

Возрождение завода началось сразу же после освобождения Одессы,
в 1944 году. А в 1947 году был выпущен первый послевоенный коньяк
"Три звездочки".

С 1954 года на заводе начинается стремительный рост производства коньяков. Появились новые марки, ставшие знаменитыми: "Чайка", "Аркадия", "Одесса", "Украина", "Киев", "Русь".

Много взлетов и падения претерпевал за эти годы Одесский коньячный завод, впрочем, как и вся страна. Так, например, из-за печально известной антиалкогольной компании 1980-х годов, он лишился сырья для производства своей продукции - на Украине были выкорчеваны виноградники. Но даже в таких условиях завод продолжал работать и наращивать объемы производства. Так в 1999 году объем производства уже составил 615 тыс. дал, что составило 57,5% от общего выпуска коньяков в Украине. А создание собственной сырьевой базы открыло совершенно новые, доселе невиданные возможности не только для завода, но и для всех виноградарских хозяйств Украины.

Итак, в 1998 году на Одесском коньячном заводе был создан агросектор, который специализируется на выращивании элитных сортов винограда. Здесь на 550 гектарах земли подрастают аккуратные ухоженные виноградники. Для того, чтобы они изначально были здоровыми, завод закупал саженцы во Франции, во всемирно известном питомнике "Hyacinthe Raymond". У питомника - отличная репутация, поэтому можно быть уверенными, что из элитных саженцев вырастает виноградная лоза, не подверженная болезням в течение пяти лет, самых важных для ее формирования.

Виноградники сортов Каберне, Совиньон, Пино, Минье, Шардоне чувствуют себя вполне комфортно на полях Большой Долины. И с каждым годом все больше и больше земли используется под посадки виноградников. Поэтому вполне логично было желание руководства ОКЗ производить свои собственные саженцы. Так, в 2002 году было завершено строительство питомниководческого комплекса. Проект разрабатывали видные одесские ученые. Методика выращивания лозы в цеолитовом субстрате, современные методы диагностики заболеваний винограда, новые прогрессивные технологии прививки позволяют получать до 4 млн. безвирусных генетически чистых виноградных саженцев в год.

Итак, суммируя сказанное, становится понятно: руководители Одесского коньячного завода, являются истинными продолжателями традиций благородных Шустовых. Украинские виноделы взяли на вооружение и богатейший опыт династии , стиль жизни , профессионализм. Поддерживая науку, искусство, музыкальные таланты, наши современники добавляют новые краски в огромное историческое полотно, написанное предками.

Вместе с тем Шустовские виноделы и коньячники сыграли колоссальную роль при возрождении вино - коньячного производства в СССР, а затем и в Украине. Их богатейший опыт , стиль жизни , профессионализм взяли на вооружение преемники династии Шустовых –руководители ЗАО «Одесский коньячный завод» .


Короли коньяка

Изготовление коньяка — это искусство. И, как всякое искусство, оно требует таланта, трудолюбия и преданности делу. Именно поэтому много лет назад Николай Леонтьевич Шустов со своими сыновьями основал коньячное производство в Одессе. Здесь они нашли не только плодородные земли, благоприятный для выращивания винограда климат, но и людей, готовых посвятить свою жизнь благородному делу изготовления янтарного напитка. История торговой марки «Шустов» так же богата, как вкус хорошего коньяка. Она имеет свои тайны, легенды и своих героев

Истоки благородного напитка
В середине XIX века Одесса по праву носила статус быстроразвивающегося центра торговли Украины. Важнейшим источником благополучия в те времена считалась торговля зерном. Бизнес купцов, которые поставляли его в Европу, процветал. Из-за границы купцы привозили всякого рода иностранные товары, в том числе коньяк.

Кроме того, в Одесском регионе развивалось виноградарство. Этому способствовали достаточно плодородные земли и благоприятный климат. Людям, выращивающим виноград, предоставлялись всевозможные привилегии. К примеру, крестьянам, которые содержали виноградники, даровали право на земельные участки. В таких условиях в Одессе вскоре появились виноградники, которые имели специфические узнаваемые сортовые особенности. Причем часто эти особенности невозможно было воспроизвести даже во Франции. Интереса ради заметим, что знаменитый Голицын свои опыты с виноградом начинал именно в Одессе, а не в Крыму, как многие считают. Его первое шампанское «Царская Россия» было сделано в подвалах, которые ныне принадлежат предприятию «Одессавинпром».

Вина в те времена, как правило, выдерживались в одесских катакомбах, изначально созданных контрабандистами для тайной переправки товаров в порт. По всей протяженности (а это около 15 км) катакомбы были заполнены бочками с высококачественными напитками. Эти легендарные катакомбы существуют и ныне. Они расположены прямо под зданием Одесского коньячного завода, что на улице Мельницкой.


Все начиналось с водки

В 60-х годах XIX столетия Николай Леонтьевич Шустов, сын дьяка
Леонтия Архиповича, впоследствии купца третьей гильдии, имел небольшой водочный бизнес в Москве. В те годы подобное дело считалось не только прибыльным, но и стопроцентно верным. Прогореть на нем было практически невозможно.

Поначалу Николаю Шустову приходилось нелегко. Свой первый винокуренный заводик он разместил в купленной по дешевке бывшей кузне на Маросейке. Денег не хватало, а конкуренция была сумасшедшая.
Только в Москве тогда работало 300 подобных заводов. Впрочем, производители «хлебного вина» (так тогда называли водку) чаще скупали дешевый самогон, добавляли в него всевозможные соли, искусственно придавали напитку мягкость.

Дабы выжить в условиях жесткой конкуренции, Шустов решил делать продукт отменного качества. Кроме того, он занялся рекламой своего товара. Для продвижения произведенной водки Николай Шустов придумал оригинальный способ. Он нанимал студентов, предлагал им хорошую плату, заставлял ходить по кабакам и везде требовать подать хорошую шустовскую водку. В случае отказа студентам разрешалось подебоширить. Но немного, на сумму не больше десяти рублей. Заработком студентов был процент от заказов, поступивших в фирму от обработанных ими предприятий общественного пития (см. «Легенда первая»). Таким образом, в короткое время все московские кабатчики узнали о существовании весьма недурной и относительно дешевой водки. Подобная политика оказалась правильной. Уже через 5 лет завод переехал в просторное помещение на Мясницкой. Позже появились собственные склады и фирменный магазин.

Однако к середине 80-х годов Шустов начал менять производственную политику, постепенно переходя от водки к настойкам. Дело в том, что в 1884 г. в России была введена так называемая винная монополия. Продажа крепких напитков становилась государственной прерогативой. В то же время монополия не касалась производства настоек, пива, браги и виноградного вина. Шустов запатентовал рецепты таких известных и поныне настоек как «Зубровка», «Спотыкач», «Нектарин», «Рижский бальзам», «Запеканка» и др. и занялся рекламой новых товаров. Выводить на рынок наливки оказалось гораздо проще, чем водку. Марку Шустова в России теперь хорошо знали и любили.


Секрет успеха украинского коньяка

Одесский коньячный завод был основан в 1863 году. Предприятие, которое динамично развивалось, уже к 1890 году стало достаточно известным. Именно тогда заводом заинтересовались Шустовы.

В 1896 году предприятие Шустовых было преобразовано в акционерное общество «Товарищество коньячного и водочного заводов и складов русских виноградных вин Н. Л. Шустова с сыновьями» с капиталом в один миллион рублей. Во главе товарищества встал старший сын Николая Леонтьевича Шустова — Николай Николаевич. В состав правления также входили другие сыновья Шустова-старшего: Сергей Николаевич, Павел Николаевич и Василий Николаевич. Кроме Одесского завода, Шустовы приобрели винные заводы в Ереване и Кишиневе и начали разлив коньяка. Впрочем, тогда шустовской коньяк, скорее, нужно было называть «бренди»: пока этот напиток не был признан в стране-законодателе коньячной моды — Франции.

Чтобы продукция Шустовых могла по праву называться коньяком, Шустов-старший послал младшего сына Василия во французскую провинцию Коньяк на один из тамошних заводов разузнать секреты изготовления янтарного напитка (см. «Легенда четвертая»). Сам Николай Леонтьевич к тому времени был тяжело болен. Через два года он умер и был похоронен в Алексеевском женском монастыре. Перед смертью он позвал старшего сына и сказал ему: «Коля, я много добра оставил вам в наследство. Но самое главное, я оставил вам имя. Оно стоит сейчас больше, чем вся наша фирма. В нашу фамилию я вложил труд, и теперь она сама может приносить хороший доход. Вы ее не попортите!»

К чести братьев, после смерти отца они не передрались из-за наследства, а дружно взялись за дальнейшую раскрутку фирмы. Они твердо стояли друг за друга, за что получили в народе прозвище «Американцы».

В 1900 году Шустовы инкогнито послали на выставку в Париж образцы своего коньяка, где они соревновались, в частности, с такими торговыми марками, как Hennessy. В результате жюри единогласно присудило произведенному в Украине напитку Гран-при. Когда же инкогнито было раскрыто, возник страшный скандал. Французы оказались в весьма щепетильном положении: им следовало либо признать некомпетентность дегустаторов, либо согласиться, что кто-то за пределами Франции смог сделать напиток, который не уступает французскому. В порядке исключения Шустовым разрешили писать на своих бутылках не «бренди», а «коньяк».

Ставка на уникальность
На самом деле в те времена сделать достойный коньяк в Украине было проще, нежели во Франции. Это объясняется тем, что на французских землях с более бедной почвой преобладал лишь один сорт винограда. Ситуация усложнялась распространением в Европе виноградного вредителя филлоксеры, завезенной в 40-х годах из Америки. Тля стала безжалостно истреблять виноградники. Заразившись филлоксерой, растение, как правило, погибало уже на второй-четвертый год. Однако лишь на то, чтобы виноградная лоза стала плодоносить, требуется около 5 лет. В то время из-за этого страшного недуга вымерло около 90% французских виноградников.

Способ победить тлю был найден лишь в начале XX века. Борьба с вредителями и восстановление виноградарства потребовали довольно много времени, вызвав дефицит вина. Именно в этот период появляется большое количество фальсифицированной винной продукции. Чтобы положить конец злоупотреблениям, в 1889 г. во Франции был принят закон, дающий определение вину как «продукту полного или частичного брожения свежего винограда или свежего виноградного сока».

Именно в такой ситуации Шустовы вынесли на суд европейской общественности коньяк из качественного украинского винограда. Впрочем, они не ставили своей целью произвести точную копию французского коньяка, хотя уже вполне могли это сделать. Шустовы пытались сохранить традиции коньячного производства, но при этом придать своему напитку специфический оттенок: чтобы человеку, отведавшему этот коньяк, сразу становилось ясно — напиток сделан в Украине. Итогом признания французами шустовского коньяка стал бурный рост производства этой продукции. В России братья стали первыми в своем деле. Позже они открыли представительства в Берлине, Риме, Чикаго, Мельбурне и даже во Франции. Интересно, что для поддержки продвижения своей продукции Шустовы пользовались проверенной тактикой — засланные агенты заказывали напитки в ресторане и очень гневались, если там не оказывалось шустовского коньяка. Не пренебрегали братья и рекламой в газетах, их торговый знак украшал пароходы, коляски извозчиков. Такая политика привела Шустовых на вершину успеха. Николая Шустова стали называть не иначе как «королем коньяка».

Заметим, что Шустовы были известны и как меценаты. Они выделяли средства на поддержание храмов, по их инициативе и при их поддержке была создана первая в России касса взаимопомощи рабочим (см. «Легенда вторая,»). Именно благотворительная деятельность уберегла многих родственников Шустовых от постреволюционных репрессий. Более того, к примеру, сын Николая Леонтьевича — Сергей Николаевич работал в Наркомате пищевой промышленности, где отвечал за технологию очистки водки углем.

На линии фронта
В 1914 году, когда грянула первая мировая война, Одесса оказалась в предфронтовой зоне. В то же время в России был объявлен сухой закон. Завод Шустова прекратил свое производство. На самом деле разрешалось и дальше выкуривать спирт, закладывать его на выдержку. Но разливать коньяк и продавать его категорически запрещалось. Спирт использовался лишь на нужды фронта — для госпиталей. Естественно, что такие события в конечном итоге привели к упадку производства янтарного напитка. Из 177 сотрудников завода к тому времени осталось лишь 30 человек. Далее ситуация лишь ухудшалась.

Положение усугублялось постоянной сменой власти в Одессе в 20-х годах. В итоге ценные спирты были частично разграблены, и количество их на заводе резко снизилось. В таких условиях продолжать коньячное дело было фактически невозможно.

В целом, о послереволюционном периоде жизни братьев Шустовых известно мало. Достоверно только то, что они не уехали за границу. Как уже отмечалось, Сергей Николаевич работал в пищепроме. В 1927 году вышла его книга «Виноградные вина, коньяки, водки и минеральные воды». В дальнейшем фамилия Шустовых упоминалась только в личной переписке Черчилля, который, к слову, по достоинству ценил шустовские коньяки. Также известно, что некоторые родственники Шустовых эмигрировали за рубеж и позже вели активную борьбу с большевистским режимом, пытаясь добиться компенсации за утерянные коньячные спирты. К счастью, после революции остались живы люди, без которых было бы невозможно дальнейшее производство коньяка: главный технолог, технический персонал, рабочие. После войны этот коллектив вернулся на одесский завод. Производство стало быстро возрождаться. Уцелевшие бочки были заполнены новыми спиртами. Завод снова заработал.

По новому пути - к возрождению
К 1941 году предприятие выпускало около 40 наименований продукции, из которых — 20 коньяков разных видов. Остальное составляли вина, настойки, ликеры. Несмотря на многочисленные трудности, завод в те времена процветал. Но страну постигла новая беда: началась Вторая мировая война. Во время оккупации Одессе пришлось обороняться в два раза дольше, нежели Франции. Город сильно пострадал, был частично разрушен. Однако не был стерт с лица земли, как многие другие города. Оборудование Одесского коньячного завода до последнего работало на оборону города. На нем лили жидкость, которую использовали в бутылках с зажигательной смесью. За три дня до захвата города был получен приказ слить все спирты. А вскоре ворвавшиеся румынские войска увезли почти все оборудование одесского завода в Румынию. На протяжении войны на заводе хозяйничали оккупанты, разграбляя оставшиеся запасы ценной продукции. В 1944 году, когда Одесса была освобождена от фашистских захватчиков, выяснилось, что виноградники в плачевном состоянии: растения были крайне истощены. Сам завод лежал в руинах. Все его оборудование разграбили. Но это было не главным. Ведь оккупантам не удалось уничтожить школу коньячного производства и тех людей, чьими усилиями создавались напитки до войны.

Удивительно, но уже в 1944 году, когда в мире еще шла война, здесь заложили первую партию спирта. А первый послевоенный советский коньяк разлили уже в 1947 году. Бочки для этих коньяков поставлялись из-за границы: из Франции и Болгарии. Кроме того, из Румынии вернули два эшелона бочек, ранее принадлежавших заводу Шустова. Впоследствии каждые несколько лет закладывался новый купаж спиртов. Интересно, что из спиртов, которые заложили в 1946 году, был изготовлен знаменитый коньяк «Чайка». Позже были запущены в производство такие напитки, как «Одесса», «Киев», «Русь», «Золотой Дюк». Купаж коньяка, как и во Франции, здесь всегда находился в руках одного человека.

Благородное искусство
Однако, как ни печально, самый страшный удар по отрасли нанесли не немцы и румыны, а наши соотечественники. В 1985 году советской властью был подготовлен указ о борьбе с алкоголизмом в Советском Союзе.
Указ в первую очередь сказался на виноделах. Виноградники повсеместно вырубались, заводы закрывались. Одесским коньячным заводом в те годы руководил Рубен Вартанович Гулиев — по образованию и по призванию винодел в четвертом поколении. Несмотря на указы и постановления властей, рискуя своей карьерой, он приложил все усилия, чтобы виноградники остались в целости и сохранности. Благодаря многим людям производство коньяка сохранилось, хотя сырьевая база достаточно пострадала. Производство никогда не прекращалось, несмотря на многие горести, которые пришлось пережить торговой марке и заводу «Шустов». Объемы постоянно наращивались, с введением новых технологий улучшалось качество. А создание собственной сырьевой базы открыло совершенно новые, доселе невиданные возможности для Одесского коньячного завода.

В 1998 году при заводе был создан агросектор, где и ныне выращивают элитные сорта винограда. Саженцы этих сортов были закуплены во Франции, во всемирно известном питомнике Hyacinthe Raymond. A уже с 2002 года Одесский коньячный завод открыл собственный питомниководческий комплекс. Здесь, под чутким руководством специалистов, ежегодно получают до 4 млн. безвирусных генетически чистых виноградных саженцев. Можно без преувеличения сказать, что династия Шустовых внесла неоценимый вклад в развитие виноделия и коньячного производства Украины и всей территории бывшего Советского Союза. А ныне их преемники с успехом продолжают благородное дело. Ибо если жива идея, искусство никогда не умрет.
===========================================================
Алена Котова, Журнал "Акциз" №1



Легенда первая = Секрет завоевания снисходительности россиян

Акт. Составлен частным приставом 8-го околотка московской полиции коллежским асессором Лычагиным Петром.

«Сего 1864 года, октября месяца, 13-го числа в трактире «Испания» был задержан городовым и препровожден в отделение 8-й околоток студент Императорского Политехнического института Пращевский Петр Романович. Сей молодой человек, 22 лет от роду, обвиняется в том, что он, будучи в нетрезвом состоянии, зашел в трактир и потребовал от полового принести ему бутылку шустовской водки. Половой Андрей Смирнов сказал, что таковой водки сейчас нету и предложил принести другую, на что Пращевский начал ругаться и ударил Смирнова по лицу, после чего был схвачен городовым и препровожден в околоток. На вопрос о причине драки студент Пращевский заявил, что был рассержен обманом вывески трактира, на которой было написано, что это одно из лучших заведений в городе, в то время как заведение, в котором не продают шустовскую водку, которую он, Пращевский, считает лучшей водкой в мире, никак не может считаться лучшим.

В соответствии с Уложением о гражданских наказаниях на студента Пращевского Петра Романовича был наложен штраф 3 рубля в пользу трактира и взыскана пошлина 1 рубль 24 копейки. 14 октября 1864 года студент Пращевский был освобожден из-под стражи под поручительство Тихомирова Ивана, состоящего приказчиком при Торговом доме «Шустовъ и сыновья». Тем же Тихомировым Иваном были оплачены штрафные счета, наложенные на Пращевского».


Легенда вторая = Благотворительность

Цитата из «Эриваньских объявлений»: «В. Н. Шустов и Ко, имея в виду, что город ищет постоянное место для постройки здания городской больницы, принесли в дар городу принадлежащий им участок земли, находящийся на Астафьевской улице, выше здания Учительской семинарии, с тем, чтобы город в продолжении трех лет построил там здание для городской больницы, в противном случае участок этот опять становится собственностью Т-ва. Конечно, последнее условие выговорено, как высказывался Василий Николаевич, лишь для того, чтобы город поспешил с постройкой здания. Город, приняв дар, выразил Т-ву благодарность и учредил в больнице навсегда одну бесплатную кровать имени В. Н. Шустова».


Легенда третья = Доверие царя – лучшая реклама

В одном из уличных кафе рядом с Третьяковкой коньяк подают в хрустальной рюмке с лимоном на блюдечке. Точно так подавали его в московских ресторанах и 100 лет назад...

...В 1912 году купец Николай Шустов всеми правдами и неправдами добивался приема при дворе. Он непременно хотел представить свой коньяк Николаю II и, наконец, истратив немалые деньги на взятки, был приглашен во дворец на Пасху, когда по старинному обычаю подданные являлись поздравить государя со Светлым днем. Едва царь появился в зале, купец Шустов, в нарушение субординации и дворцового этикета, поднес царю большую стопку коньяку.

Николай II был поставлен в неловкое положение, ибо было раннее утро, а он должен был выпить немаленькую рюмку крепкого напитка на глазах у всего двора, гостей, а главное, французского посла — и не поморщиться. Дабы завуалировать изменившееся выражение лица, царь попросил ломтик лимона. Выпив до дна коньяк, съев лимон и слегка поморщившись, царь благостно улыбнулся: «Замечательный коньяк, господа, рекомендую!» С тех пор шустовский коньяк вошел в моду, и пить его рекомендовалось именно так, как сделал это император.


Легенда четвертая = Секрет коньяка

Чтобы выведать секрет коньяка, Николай Шустов-старший вызвал своего младшего сына и наказал: «Без отгадки не ворочайся. Не то прибью». Шустов был человек слова, и сыну, окажись он незадачлив, грозила бы всамделишная трепка. Пришлось сыну ехать в Коньяк и устраиваться рабочим. Время шло, а секрета технологии разглядеть никак не удавалось. Сын уже подумывал о покаянном письме на родину, но тут его осенило. Шустов-младший стал крестиками и разными другими значками незаметно помечать бочки с коньячным спиртом, которые увозили на склад. И обнаружилось, что они назад не возвращаются. Вместо них прикатывали совершенно другие. Вроде бы те же, дубовые, но без крестиков. Подпоив несколько возчиков, ему удалось выведать, что по дороге на склад бочки подменяли другими. А те, что были заполнены коньячным спиртом, отправляли в Марсель. Оттуда, по морю, — в колонии, где иной раз эти бочки стояли по десять, двадцать лет, напитываясь дубовым духом. Так был раскрыт секрет знаменитого французского коньячного производства, что и позволило Шустову, усовершенствовав технологию, завоевать Гран-при и титул единственного в мире иностранца, производящего коньяк вне одноименной провинции.


 

Новый адрес сайта http://odesskiy.com

Рейтинг@Mail.ru